Строительство первой в мире плавучей АЭС и крупнейшего ледокола вошло в решающую стад

Sep 03, 2015 15:00

  Originally posted by 291764160_yandex. at Строительство первой в мире плавучей АЭС и крупнейшего ледокола вошло в решающую стадию




Строящиеся на Балтийском заводе первая в мире плавучая атомная электростанция и крупнейший на планете ледокол способны вывести научно-технический потенциал России на новый уровень



По большому счету научно-техническим прогрессом правят в мире вовсе даже не великие ученые и не колоссальные деньги, как, впрочем, и не руководящие мысли вождей, а - символы. То есть овладевшие большим количеством мозгов идеи. Они-то, по-Марксу, и становятся главной материальной силой прогресса.

Египетские пирамиды, Нотр-Дам, Байконур, Адронный коллайдер - все эти выходы человека в интеллектуальный космос сопряжены с одним и тем же движущим механизмом - грандиозной идеей. Такой, например, какая материализуется сегодня на стапелях и производственных площадках одного из крупнейших в стране судостроительных заводов - Балтийском, что вот уже 160 лет выводит из Большой Невы в Финский залив серийные корабли и уникальные атомоходы. А сегодня - просто прорывные механизмы. Можно сказать - революционные, способные в корне переформатировать как транспортные схемы мирового океана, так и энергетическую карту Земли.

Такого судна, что вздымается на высоту 12-этажного дома над пирсом Балтзавода и напрочь заслоняет своими бортами горизонт, в мире еще никто не строил. В «РОСАТОМе» (идеологе и крестном отце проекта) «атомного Посейдона» нарекли сухо и по-деловому - ПАТЭС: плавучая атомная электростанция. В миру же чудо атомной и судостроительной техники будет именоваться более выразительно - «Академик Ломоносов». Даже в названии чувствуется мощный гул интеллектуального заряда, накопленного здесь: великий ученый - великий механизм…

- Подобного проекта до настоящего времени в мире еще не было, - указывая с пирса Балтзавода на гигантские борта «Академика Ломоносова», говорит Сергей Завьялов, зам генерального директора концерна «Росэнергоатом».


- То, что мы имели ранее, исполненное американцами для строительства Панамского канала - ядерная установка на военном судне «Либерти», - это был лишь некий прообраз. Временно решение, сориентированное на совершенно конкретные задачи строительства. То, о чем мы говорим сегодня, - это новый виток развития атомной энергетики. Это - транспортабельная морская атомная энергетика, базирующаяся на достижениях и технологиях атомного реакторостроения и атомного судостроения. Объект, который мы сегодня строим, вбирает в себя все достижения атомного судостроения и достижения большой атомной энергетики, тиражируемой в континентальных условиях.

Короче - путешествующая по мировому океану атомная станция. Недостает электричества на Чукотке - отбуксируют и пришвартуют к ней, в тот же озябший Певек, на смену выработавшей свой ресурс БилибинскойАЭС. Есть нужда в электроэнергии в пустынных районах - для того же опреснения морской воды - доставят ПАТЭС и туда. На борту пара ледокольных реакторов КЛТ-40 разработки КБ Африкантова, плюс два парогенератораКалужского турбинного завода. 70 МВт электричества могут доставить быстро в самые экстремальные точки земного шара.


Начальник строительства ПАТЭС Александр Ковалёв стремительно перемещается в опутанных кабелями и проводами бесконечных коридорах «плавучки» (как ласково называют судостроители свое детище), совершает восхождение по крутым трапам на несколько этажей вверх - на палубу к вертолетной площадке (на ПАТЭС будет базироваться своя авиация), опускается по ним же вниз, в преисподнюю - к реакторному залу (по масштабам - крытый стадион да и только) и далее - к турбогенераторному отсеку, месту, где атомная энергия превращается в электрическую. За этот процесс отвечают два турбогенератора мощностью каждый 37,5 МВт.


- Плавучими кранами с моря опускали, - указывая на теснящийся в огромном отсеке на одной из нижних палуб могучий калужский турбогенератор, объясняет опытный балтиец, - кранами с пирса взять не могли - уж больно тяжел. Добрая техника. Сейчас подключаем.

На «плавучке» в штатном режиме будет занято 70 человек. Набор персонала уже ведется. Требования «простые» - многолетний опыт работы на атомных объектах: ледоколах, АЭС, атомных подводных лодках и проч. Плюс двухлетний курс обучения в стенах Центрального института повышения квалификации работников «РОСАТОМа». Штаб-квартира его расположена в Обнинске, филиал - в Санкт-Петербурге. В последнем сооружен и тренажер ПАТЭС - некая математическая модель плавучей станции.


Преподавательский персонал - самый опытный: ледокольщики с двадцати- и даже тридцатилетним стажем, реакторщики, атомщики - большей частью из наукограда Обнинска.

О том, когда «атомный Посейдон» заступит на энергетическую вахту в «РОСАТОМе» и на Балтийском заводе, говорят так: «в точно запланированный срок». Впрочем, сроков этих уже было несколько. И все - запланированные. Очередной - конец 2016 года. Короче - стройка затянулась. Те же паровые турбины наш КТЗ отгрузил заказчику еще в 2010 году. Проблема, чувствуется, в деньгах: проект недешевый - 16,5 млрд руб. по смете, а в связи с затяжкой видно, что и больше. Экономика 1 киловатта здесь может оказаться непростой.

- Смотря для чего вы используете эту электроэнергию, - охотно погружает меня в экономику ПАТЭС еще недавно курирующий проект от «Росэнергоатома» Сергей Черногубовский. - Если вы устанавливаете «плавучку» где-то в удаленных районах и используете электроэнергию для добычи золота и других полезных ископаемых, то там цена считается совершенно по-другому. У нас в стране очень много месторождений, которые мы не можем использовать по одной причине - нет электроэнергии. А доставить ее туда по столбам ЛЭП - безумно дорого. Во всяком случае гораздо дороже, нежели подогнать туда по океану плавучую атомную электростанцию. Может быть, электроэнергия там и будет дороже, чем у вас в квартире сегодня, но для чего она будет использоваться? Для того, чтобы в итоге получить прибыль для страны: добыть золото, алмазы, другие полезные ископаемые. Даже если киловатт будет стоить 10 рублей и дороже, все равно его использование в экстремальных территориях окупится. Потому что другой вариант - завозить морем за тысячи километров солярку и сжигать ее в топках старых электростанций. А это еще дороже.


Впрочем, Сергей Черногубовский сегодня отвечает на Балтийском заводе за другой уникальный проект. Балтийцы меж собой его именуют просто: «четыре двойки ноль». То есть 22 220. За безликими цифрами скрывается крупнейший в мире ледокол с совершенно новым типом реактора «РИТМ-200» мощностью 174 МВт, сконструированный, как и все прежние в КБ Африкантова. Громадина уже обозначила свои главные габариты на самых крупных в Европе стапелях.


- На них же закладывался и «Петр Великий», - задираяголову к вонзающимся в небо кранам, гордо поясняют балтийцы, - так нос даже за края выходил…

Носом на этих же стапелях занимаются судостроители и сегодня - только уже не военного крейсера, а гигантского атомохода «Арктика», того самого - 22 220.

- Это самый большой, самый мощный ледокол в мире, - удовлетворенно обводит взглядом обросший лесами и кранами гигант Сергей Черногубовский. - Длина - 174 метра. Ширина - 34 метра. Высота борта - 15 метров. Общая высота - порядка 53 метров, приблизительно 15-этажный дом. Водоизмещение порядка 33,5 тыс. тонн. Основная особенность ледокола - он является двухосадочным. Рабочая осадка - 10,5 м, наименьшая осадка - 8,65 м. За счет уменьшения осадки он может работать не только в океане, но и в устьях рек. Таких, например, как Енисей.


Два гигантских портовых крана держат на тросах носовую часть будущей «Арктики». Кажущиеся с земли крошечными сварщики и монтажники ползают под самым небом по сетке строительных лесов, сыплют искрами, жужжат шлифовальными машинами - атомоход, как объяснили балтийцы, закончил формирование носовой части. В 170 метрах от нее финишируют сборочные работы и на корме. Восемь тысяч тонн металла обретают могучие, но изящные формы невиданных размеров кита и легко парят над землей на стапелях, над плещущимся тутже Финским заливом. «Приводнение» ледокола № 1 должно случиться аккурат к 160-летию Балтзавода - 26 мая следующего года.

- Ледоколы у нас в России без работы не останутся, - уверены на Балтийском заводе. - Все в работе, все молотят…


Уникальные проекты, реализуемые сегодня российскими атомщиками и корабелами - вершина научно-технического прогресса. Его квинтэссенция. В списке мировых инноваций наряду с компьютерным планшетником i-Pad, американской гиперзвуковой крылатой ракетой X-51A Waverider, строящейся в Норвегии уникальной плавучей ветроэлектростанцией, синтетической бактериальной клеткой, а также с новейшими литиевыми батареями, сегодня называют и эти российские технические творения - плавучую АЭС и «четыре двойки ноль» «Арктика».

Алексей Мельников, Санкт-Петербург - Калуга.

Фото автора.

Балтийский завод

Previous post Next post
Up