Originally posted by
Arsenic. at
На Зарамагской ГЭС-1 в Северной Осетии завершили самый сложный этап строительства В прошедшем 2015 году на строительстве Зарамагской ГЭС произошло очень важное событие - была завершена проходка деривационного тоннеля. Что это за тоннель и в чем его уникальность?
Зарамагская ГЭС - объект чрезвычайно сложный и по конструкции, и по истории. Станция строится с 1976 года, т. е. в этом году строительство отметит 40-летний (!) юбилей. Почему так долго? Во-первых, возведение станции несколько раз приостанавливалось по самым разным причинам - финансовым, техническим, организационным. Во-вторых, неоднократно претерпевал изменения сам проект. В-третьих, гидроэлектростанция строится в чрезвычайно сложных условиях - высокогорье (более 1,5 км), снежные лавины, оползни, высокая сейсмичность. И в-четвертых, конструкция станции не имеет аналогов в России.
Расчетный напор на турбинах Зарамагской ГЭС составляет 619 м - это более чем вдвое больше, чем у существующей самой высоконапорной Гизельдонской ГЭС (289 м). Такой напор невозможно создать с помощью плотины, поэтому в проект станции был включен тоннель длиной 14 226 м. Это самый длинный гидротехнический тоннель России (предыдущий рекорд принадлежал Эзминской ГЭС - 7796 м), и вообще один из длиннейших тоннелей России - он уступает только нескольким тоннелям метрополитена и Северомуйскому железнодорожному тоннелю на БАМе (15 343 м).
Тоннель начали пробивать еще в 1982 году, т. е. проходка заняла в общей сложности 33 года (впрочем, работы шли не непрерывно, а с большими перерывами). Тоннель безнапорный, т. е. будет заполнен водой не полностью; поэтому он в сечении не круглый, а корытообразный, сечением 4,5×4 м. В советское время было пройдено лишь около 30% длины тоннеля, причем выполненную тогда бетонную облицовку пришлось разбирать как не соответствующую современным нормам строительства в сейсмически опасных районах. Тоннель - самый сложный и ответственный участок строительства, от успешности его проходки по сути зависела судьба станции. Теперь этот этап успешно завершен, хотя работы в тоннеле продолжаются - нужно выполнить железобетонную обделку на оставшихся участках, а также забетонировать на всем протяжении тоннеля специальный лоток, устойчивый к истирающему действию наносов.
Продолжаются работы и на других участках строительства. Уже близок к завершению монтаж металлической облицовки 500-метровой вертикальной шахты, эту задачу запланировано решить к середине 2016 года. Ведется монтаж и бетонирование двух субгоризонтальных водоводов длиной более 900 метров каждый, по ним вода будет поступать непосредственно на турбины. Продолжается бетонирование стен бассейна суточного регулирования (БСР) и водоприемника.
Планы строителей Зарамагской ГЭС на 2016 год обширны - должно начаться возведение аварийного водосброса на БСР (это будут последние горнопроходческие работы на строительстве станции), а также дан старт строительству самого здания Зарамагской ГЭС. Гидротурбины для него уже изготовлены и ждут своего часа на складе.
Строительство Зарамагской ГЭС-1 мощностью 342 МВт на реке Ардон - крупнейший инвестиционный проект на территории Северной Осетии. Также станция является крупнейшей строящейся ГЭС в Северо-Кавказском регионе. Выработка новой станции позволит сократить дефицит электроэнергии в республике с 80% до 30%. За 2015 год АО «Зарамагские ГЭС» перечислило в бюджеты всех уровней 115,5 млн рублей, в том числе 7,2 млн. - в республиканский бюджет. После ввода в эксплуатацию ЗарГЭС-1 налоговые поступления составят порядка 1 млрд рублей, что позволит гидроэлектростанции стать бюджетообразующей в регионе.