Originally posted by
d-tatarinov.livejournal.com. at
В Зеленодольске заложили четыре скоростных теплохода О начале строительства серии из четырех скоростных теплоходов проекта А145 «БИЗНЕС Online» сообщил генеральный директор ОАО «Зеленодольский завод им. Горького» (входит в ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс») Ренат Мистахов. Суда должны быть спущены на воду в 2016 году. Отметим, что спроектированные петербургским ООО «Агат Дизайн Бюро» А145 вместе с родственными им теплоходами А45 стали своего рода визитной карточкой завода им. Горького. Вместе они формируют едва ли не единственный в России проект по более-менее массовому строительству пассажирских судов. В итоге, сегодня теплоход А45 работает на Лене, четыре А45−1 - на Енисее, два А145 - в Ямало-Ненецком автономном округе.
-
По словам Мистахова, ставка на А145 оправданна - в ходе эксплуатации теплоходы подтвердили закладывавшиеся в проект характеристики. Но в условиях девальвации рубля возникает вопрос о востребованности теплохода стоимостью $9 млн. и минимум на треть укомплектованного импортным оборудованием. К тому же четверка А145 делается не под заказ - это инициатива завода и холдинга «Ак Барс». Мистахов на этот счет спокоен: «Думаю, теплоходы пойдут на российский рынок: востребованность - очень большая, это обсуждается на многих профильных совещаниях». При этом он признал, что новые суда неизбежно будут дороже предшественников - «из-за происходящего с рублем и из-за инфляции».
По мнению ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, риск оправдан и завод идет на него осознанно: «Заказчик может быть, как из России, так и из дальнего и ближнего зарубежья, но не это главное, важнее другое: компания видит перспективу этого направления и развивает его, вкладывает в него средства». Можно предположить, что даже если цена на теплоходы поднимется существенно, покупатель на А145 все равно найдется - деваться некуда. «Считаю, что для такой большой страны скоростное движение на реке - стратегическая задача, - высказал «БИЗНЕС Online» свою точку зрения заместитель коммерческого директора ОАО «Московский судостроительный и судоремонтный завод» Борис Новосельцев. - Но скоростные пассажирские перевозки возможны только при поддержке региональных органов исполнительной власти, потому что экономики под этим бизнесом нет никакой. Помощь возможна в закупке подвижного состава, который достаточно дорогой. Хотелось бы надеяться, что инициатива зеленодольского завода будет поддержана». В подтверждение этой точки зрения можно привести судьбу первой пары А145, спущенной на воду в 2011-2012 годах. Поначалу пристроить суда никак не удавалось. Их пытались продать и Краснодарскому краю, и Архангельской области, в итоге, теплоходы приобрел Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО), остро нуждающийся в обновлении пассажирских речных судов. В прошлом году А145 отработали там полный навигационный цикл, заменив старые теплоходы. Пресса ЯНАО сообщала, что если ранее время в пути на некоторых маршрутах достигало 2−3 суток, то теперь оно сократилось до 12 часов, стоимость билетов снизилась на 11−40%.