История Выборгского судостроительного завода началась в 1947 г. В послевоенный период вся страна участвовала в восстановлении промышленности: активно ремонтировались старые предприятия и возводились новые. Через два года после начала строительства в Выборге уже действовал корпусный цех и три стапеля - сооружения для создания судна и спуска его на воду. На 1949 г. планировалось производство двух барж, но завод выпустил 8, а в следующем году - 50.
Ты куда, «Одиссей»?
Дальше - больше. В 1954 г. со стапелей впервые сошел головной десантный корабль. В последующие десятилетия завод строил суда-спасатели, поисково-исследовательские корабли и многие другие типы плавучего транспорта. А в конце 1970-х ВСЗ начал строить плавучие буровые установки для разведки и добычи нефти и газа.
Начало 90-х стало временем больших изменений в жизни завода. В 1993 г. он был приватизирован. В Выборге активно занялись поиском новых заказчиков, так как прежние остались без необходимых средств. Вскоре удалось заключить с норвежской компанией «Мосс Технолоджи» (ныне - «Мосс Маритайм») контракт на ремонт и модернизацию плавучей буровой установки «Одиссей». Через несколько лет она превратилась в не имеющий аналогов в мире проект - космический комплекс запуска ракет «Морской старт», то есть космодром на воде.
В 1997 г. 75,6% акций ВСЗ приобрела норвежская судостроительная фирма «Квернер». Опыт зарубежного управления пошел ВСЗ на пользу: система планирования и отчетности приблизилась к западным стандартам. Завод объединил свои подразделения и избавился от лишней техники. Через 3 года норвежцы решили продать 13 верфей, в том числе и выборгскую. И в 2000 г. было подписано соглашение о приобретении пакета акций ВСЗ российским судостроительным холдингом «Ако Барсс Груп».
От винта!
На экономической деятельности предприятия перемены если и отразились, то в лучшую сторону. С 2000 по 2006 г. заказчикам было поставлено 7 судов для обслуживания буровых платформ, также был выполнен контракт на постройку 6 танкеров для компаний из Казахстана. Полное водоизмещение каждого такого танкера составило 72 тыс. т - в 1,3 раза больше легендарного «Титаника».
ВСЗ активно участвовал в различных программах по освоению шельфа, к примеру, в строительстве первой в России морской ледостойкой стационарной платформы «Приразломная», способной работать в суровых арктических условиях. Кроме того, в Выборге освоена новая рыночная ниша - спущен на воду скоростной патрульный катер «Гарпун».
Во второй половине 2000-х гг. было принято решение окончательно переориентировать производственные мощности завода на строительство платформ и судов для газовой и нефтяной промышленности. В 2007 г. от «Газпрома» поступил заказ на буровую установку для разработки Штокмановского месторождения в Баренцевом море. Но первую платформу, выпущенную в 2010 г., заказчик отправил на Сахалин - заключение международного соглашения по Штокману откладывалось. Предприятие рассчитывало на дальнейшие контракты с «Газпромом», но из-за неопределенности с освоением шельфа простаивало. Большинство из 1600 работников завода сидели без дела.
Ситуация на предприятии стала улучшаться в 2012 г., когда Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) приобрела 80% акций завода за 1,8 млрд руб. В феврале ОСК и Выборгский завод подписали контракты на строительство двух дизельных ледоколов, стоимость которых составит 8 млрд руб. Они должны быть сданы в мае и октябре 2015 г. Такое судно представляет собой двухпалубный корабль водоизмещением около 10 тыс. т, оснащенный вертолетной площадкой. Его длина составит 116 м, а ширина - 26,5 м. Ледоколы будут способны прокладывать путь через льды толщиной до полутора метров. Крупный контракт поможет ВСЗ преодолеть финансовые затруднения и обеспечить загрузку цехов на несколько лет вперед.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
Видео о предприятии:
Click to view
Оригинал опубликован
nanonews. в
ОАО «Выборгский судостроительный завод» (фоторепортаж)
источник: путь.рф