Originally posted by
ОРК. at
Мотоброневагон МБВ-2: «Железнодорожный танк» 1939 год -
- Мотоброневагон МБВ-2 1939
Пока наши УАЗы Патриоты красовались на площадке
Парка Патриот на слете юнармейцев, мне попался на глаза интересный образец военной техники времен Великой Отечественной Войны.
До этого возможности ознакомиться с ним так близко не было, поэтому я просто обязан рассказать о нем и вам. Это мотоброневагон МБВ, участвовавший и в Финской войне, и в сражениях с немецко-фашистскими войсками.
-
- Двери расположены зеркально с двух сторон корпуса, а также есть возможность открытия верхнего люка.
-
- Сбоку от входа расположены радиорубка, проход на место машиниста/водителя и проход к третьей орудийной башне и моторному отсеку.
-
- Радиорубка мотоброневагона МБВ-2.
Несмотря на то, что мотоброневагоны входили в состав дивизионов бронепоездов, это не бронепоезд. По сути, мотоброневагон это танк на железнодорожном ходу, а в его конструкции использованы узлы серийного танка Т-28.
Разработка мотоброневагона принадлежит СКБ Ленинградского Кировского Завода. Задачей конструкторов было создать замену легким бронепоездам, не уступающую им ни в маневренности, ни в огневой силе, ни в бронировании. В итоге получился превосходящий легкие бронепоезда мотоброневагон.
-
- Расположение расчёта второй орудийной башни. В первую орудийную башню можно попасть только ползком, сбоку от площадки или через танковые люки наверху башни.
-
- Поворот орудийных башен осуществлялся с помощью электрического или ручного привода.
-
- Место машиниста/водителя мотоброневагона имеет обзор во все стороны как через откидные люки, так и через верхний наблюдательный бронекупол.
-
- Проход к третьей орудийной башне очень тесный. Как здесь уживались сорок человек остается загадкой.
-
- Сбоку от площадки расчета третьей орудийной башни есть узкий проход к моторному отсеку и месту заднего пулеметчика.
-
- Основные двери мотоброневагона расположены по центру корпуса.
-
- Обзор для пулеметчика предусмотрен исключительно через прицел пулеметной шаровой установки и через откидное окно бронедвери.
-
- Место пулеметчика имеет датчики и элементы управления мотоброневагоном в дополнение к основным.
Мотоброневагон МБВ-2 был представлен командованию Красной Армии осенью 1939 года и в этом же году подписан приказ о принятии его на вооружение. Уже через несколько месяцев - в январе 1940 года мотоброневагон получил боевое крещение в войне против белофиннов на Выборгском направлении.
По окончании советско-финляндской войны МБВ использовался как учебный на курсах повышения квалификации командного состава в городе Ленинград. Однако, уже в августе 1941 года снова вступил в боевые действия, действовал с другими бронепоездами, прикрывал эвакуацию подвижного состава со станций и т. п.
-
- Рядом с моторным отсеком расположен курсовой пулемет в шаровой установке.
-
- Мотоброневагон может двигаться в любом направлении, однако моторная часть расположена с края, а не по центру.
-
- Мотоброневагон МБВ-2 имеет пятиосную железнодорожную платформу с одной ведущей двухосной тележкой.
После действий в Ленинградской области МБВ-2 был переброшен на Московскую железную дорогу и выполнял задачи по разведке боем станции Чудово и прикрытии отхода частей в районе станция Торфяники и Любани.
Мотоброневагон МБВ-2 сохранился в отличном состоянии и теперь будет встречать гостей парка Патриот на станции «
Парк Патриот» новой железнодорожной ветки. Остается надеяться, что этот парк станет открытым местом для семейных прогулок, посещений музеев и мероприятий.
-
- Станция «Парк Патриот» встречает гостей не только мотоброневагоном, но и образцами артиллерийского вооружения.