Эту часть я посвящаю Апексу. Потому что у него сегодня День рождения.
Кроме прочего замечательного в жизни, что дарило мне вдохновение, это многие-многие часы его прекрасной музыки.
9 часть. Серебряный бор - Братцево
(кликабельно)
Прошлая часть завершилась на том, что мы подошли к станции Серебряный бор.
Апрель 2007 г.
Станция Серебряный бор. Я стою на подъездном пути Курчатовского института
Сюда когда-то выходил из под моста ещё один довольно длинный путь. Длинный и таинственный, потому что просуществовал он судя по всему немногим более 10 лет (с конца 30-х и до начала 50-х годов) и свидетельств о своём существовании оставил мало. Прямо от моста он круто заворачивал и брал направление на северо-запад вдоль современных улиц Маршала Бирюзова и Маршала Василевского (бывшая 5-я улица Октябрьского поля). Потом загибался влево, проходил через военный городок (теперь 7-й микрорайон Щукино) и попадал на современную территорию Института бактериологии, эпидемиологии и инфекционных болезней (ФГБУ «ФНИЦЭМ им.Н.Ф.Гамалеи»). Таким образом он почти доходил до реки, как и Хорошёвская ветка, но несколько севернее. В районе современной улицы Маршала Бирюзова вдоль пути в то время располагалось большое количество деревянных пакгаузов, относившихся к какой-то военной части. Путь был разобран с началом строительства жилых кварталов по улице Маршала Бирюзова.
Начитавшись о проекте ВИЭМ, я могу предположить, что ветка должна была обеспечивать это грандиозное строительство в его северной части (к южной и главной подходила уже Хорошёвская ветка).
О проекте ВИЭМ на Октябрьском поле:
http://synthart.livejournal.com/46663.html Апрель 2007 г.
Вид обратно, на перегон Пресня - Серебряный бор. Подъездной путь Курчатовского института
Апрель 2007 г.
Вид обратно. Справа тупик и конструкция для разгрузки вагонов - от него влево уходит Курчатовская ветка
Март 2013 г.
Станция Серебряный бор. Слева рабочий строительный поезд - уже началась реконструкция МОЖД
Апрель 2007 г.
Станция Серебряный бор, вид с Песчаного моста
Апрель 2007 г.
Станция Серебряный бор. Справа виднеется историческое здание исполнительно-распорядительного поста
Апрель 2012 г.
Станция Серебряный бор
Апрель 2012 г.
Станция Серебряный бор
Март 2013 г.
Вид обратно. Станция Серебряный бор.
Стоит рабочий поезд, часть путей станции использована для хранения штабелей рельсошпальных решёток - ведётся реконструкция МОЖД
Апрель 2012 г.
Станция Серебряный бор
Апрель 2012 г.
Станция Серебряный бор
Апрель 2012 г.
Вид обратно. Станция Серебряный бор
Апрель 2012 г.
Станция Серебряный бор
Март 2013 г.
Северная горловина станции Серебряный бор. Маршрутные указатели на боковых путях. Вдали клёпаный трамвайный мост времён постройки МОЖД,
за ним мост Волоколамского шоссе
Апрель 2012 г.
Вид обратно. Станция Серебряный бор
Март 2013 г.
Сразу за трамвайным Окружную пересекает мост Волоколамского шоссе.
От соединительной ветки №29 к телеграфному посту у платформы Покровское-Стрешнево Рижского направления не осталось ничего.
Она проходила здесь, слева от тупика, на котором я стою, за мостом Волоколамского шоссе углублялась в выемку и поворачивала к ПСтрешнево
Цитирую воспоминания с Олдмоса:
"Ветка, которая вела в "Серебряный Бор", в 80-х годах уже не использовалась, но стрелочный перевод на неё и светофоры действовали. Светофоры отключили, приблизительно, в середине 80-х годов (чуть раньше, чем на ветке в "Братцево")."
https://pastvu.com/p/27298 Октябрь 2013 г.
Вид обратно - с трамвайного моста на станцию Серебряный бор
Октябрь 2008 г.
Вид обратно. Станция Серебряный бор. Сверху трамвайный мост.
Слева виден отходящий в сторону путь - это соединительная ветвь №28 на станцию Подмосковная Рижского направления
Октябрь 2008 г.
Вид обратно. Соединительная ветвь №28
Октябрь 2008 г.
Соединительная ветвь №28 у платформы Ленинградская. Мост над ныне не существующим "обгонным" путём Рижского направления,
который соединял Покровское-Стрешнево с парком Подмосковной и служил для подачи грузовых поездов
(использовался до начала 90-х, разобран в нулевые годы этого века, был электрифицирован).
К ветке Подмосковная-ПСтрешнево недалеко от платформы ПСтрешнево примыкала ветвь №29
Октябрь 2008 г.
Перегон Серебряный бор - Братцево. Гаражи слева стоят на трассе бывшей ветки №29
Март 2013 г.
Вид обратно. Станция Серебряный бор. Входной светофор по неправильному пути
Март 2013 г.
Перегон Серебряный бор - Братцево
Март 2013 г.
Вид обратно, к станции Серебряный бор
Март 2013 г.
Перегон Серебряный бор - Братцево. Виден мост над путями Рижского направления
Август 2005 г.
Вид обратно. Перегон Серебряный бор - Братцево. Мост над путями Рижского направления
Июнь 2006 г.
Вид на мост МОЖД с путей Рижского направления. Вдали платформа Ленинградская.
Здесь справа, кстати, хорошо видно пространство, где проходил третий "обгонный" путь на Подмосковную
Март 2013 г.
Перегон Серебряный бор - Братцево
Июнь 2006 г.
Вид обратно. Перегон Серебряный бор - Братцево
Июнь 2006 г.
Перегон Серебряный бор - Братцево. Вид из ПСтрешневского леса, со стороны ветки №30
Июнь 2006 г.
Перегон Серебряный бор - Братцево
Июнь 2006 г.
Перегон Серебряный бор - Братцево. Входные светофоры станции Братцево
Июнь 2006 г.
Входные светофоры станции Братцево. Справа полуразобранный путь, дававший начало кусту путей Коптевской промзоны.
Впереди мост Ленинградского шоссе
Июнь 2006 г.
Входные светофоры станции Братцево. Слева от тупика, на котором я стою, ещё лежат остатки ветки №30
Июнь 2006 г.
Вид обратно. Справа полуразобранная соединительная ветвь №30 от станции Братцево к телеграфному посту у полустанка Покровское-Стрешнево
Июнь 2006 г.
Остатки соединительной ветви №30 (тут я двигаюсь по ней немного обратно: от Братцево к ПСтрешнево)
"В 70-х годах на соединительной ветке стояли пассажирские и товарные вагоны начала ХХ века, выведенные из эксплуатации и исключённые из инвентаря. В этих вагонах проживали работники железной дороги." ©wikipedia
На Олдмосе вспоминают:
Ветка "работала приблизительно до середины 80-х годов. Но движение по ней было, по-сути, разовое. Но вся железнодорожная сигнализация и телемеханика поддерживалась в исправном состоянии. Больше того, приблизительно в 1982-1983 году она была капитально отремонтирована, на ней был применён "бархатный путь", заменены стрелочные переводы, входные и карликовые светофоры. При ремонте выяснилось, что один из стрелочных переводов сохранился с начала ХХ века (судя по клейму на нем). Окончательно забросили эту ветку в 1987-88 гг. Тогда же были отключены светофоры."
https://pastvu.com/p/27298 Июнь 2006 г.
Остатки соединительной ветви №30 на территории гаражей, бывший входной светофор на станцию Братцево
Июнь 2006 г.
Вид обратно. Остатки соединительной ветви №30 в ПСтрешневском лесу
Июнь 2006 г.
Станция Братцево. Сверху мост Ленинградского шоссе. Справа виден светофор, оставшийся от ветки к машиностроительному заводу Авангард
Июнь 2006 г.
Станция Братцево.
А здесь справа виднеется светофор от разобранного пути к Чугунолитейному заводу им Войкова (бывш. Красный Радиатор) и Заводу порошковой металлургии
Июнь 2006 г.
Станция Братцево. Идёт субботник - разбирают стрелки подъездного пути на бывшую продовольственную базу. Начинается консервация и подготовка станции к закрытию.
Справа между двух рядов гаражей проходила ветка, которая питала: Завод шлифовальных инструментов, завод Авангард, Деревообрабатывающий комбинат №2 и ЖБИ №19
Говорят, конец станции пришёл в 2004 году, когда после очередного инспекционного объезда начальник Московской дороги Владимир Старостенко распорядился, - За малыми объёмами работы станцию закрыть! Любители железной дороги называют этого начальника "Полароидом", потому что после подобных объездов начинали снимать на станциях пути. Это было время после акционирования РЖД, время "оптимизации". Боковые пути Братцево вскоре отрезали от главных и отдали во владение Московско-окружной дистанции пути (ПЧ14). Там стали отстаиваться составы рельсоукладчиков, часть путей использовали под складирование рельсошпальных решёток.
Помимо куста путей Коптевской промзоны с юга, от Братцево когда-то уходило солидное количество путей и на север. Я застал только останки веера путей к продовольственным складам, построенным ориентировочно в конце 30-х, а когда-то один из путей, проходя через них, попадал на Братцевскую птицефабрику (в 20-х годах этот путь, продолжаясь дальше на восток, снова примыкал к Окружной). С конца 20-х годов на картах стал обозначаться длинный путь на север (мимо построенных позже упомянутых складов), к большому Никольскому кирпичному заводу (основан в 1871 году купцом второй гильдии Николаем Петровичем Тумановым), располагавшемуся на месте современных жилых кварталов по Конаковскому проезду. От него ещё дальше на север уходила узкоколейная сеть по насыпям глиняных карьеров, доходя до современной Беломорской улицы. Этот северный путь просуществовал до начала 60-х годов, когда по его трассе прошла Горьковско-Замоскворецкая линия метро и появились станции Войковская, Водный стадион и Речной вокзал. Одновременно с прокладкой метро вокруг развернулось масштабное строительство жилого района Химки-Ховрино, уничтожившее бОльшую часть кирпичного завода. Линия метро строилась открытым способом, а после её пуска сверху появилась улица Адмирала Макарова увековечившая направление бывшей ветки.
Март 2014.
Вид обратно. Переезд бывшего пути завода Авангард на Новопетровском проезде (до 2013 г. Проектируемый проезд № 995).
На заднем плане мост Ленинградского шоссе над Окружной
Июль 2013 г.
Вид обратно, на мост Ленинградского шоссе. Бывшая станция Братцево (была закрыта для всех операций в 2008 году)
Июнь 2013 г.
Бывшая станция Братцево
-------------------------------------------------------
1 часть. Лихоборы - Владыкино - Ростокино 2 часть. Ростокино - Белокаменная - Черкизово 3 часть. Черкизово - Лефортово 4 часть. Лефортово - Андроновка 5 часть. Андроновка - Угрешская - Кожухово 6 часть. Кожухово - Канатчиково - Воробьёвы горы 7 часть. Воробьёвы горы - Кутузово - Пресня 8 часть. Пресня - Серебряный бор9 часть. Серебряный бор - Братцево
10 часть. Братцево - Лихоборы 11 часть. Депо Лихоборы