sd3

Подъездные пути завода Моссельмаш

Feb 04, 2015 11:37

Или, как говорит девушка-робот-информатор в электричке: Платформа Мос-Сель-Маш!

Давно хотел запечатлеть пути родного завода Моссельмаш. Нет, я там не работал, но всё несознательное отрочество провёл в окрестностях сортировки рядом. И прошлой весной настал день, когда мы с Юлей очутились под пешеходным мостом через станцию. Оттуда начинается тот короткий путь, который хорошо виден с моста - заворачивающий в заросли и интригующе исчезающий за поворотом.
(Аккуратно! Много пошпальности)

Гуляли вдвоём с Юлей, 11 марта 2014 г.







Зеленоградская улица. Всегда очень нравились эти одноэтажные старые строения вагонного ремонтного депо Ховрино.
Сюда тянут Северную рокаду и скоро возможно всё это сломают



...



Рядом с площадью конечной автобусной остановки платформа Моссельмаш. Здание водонапорной башни для заправки паровозов



Оно же с моста



Вот и подъездной путь завода Моссельмаш (справа). Вид в сторону подгорочного парка.
Средний путь - подъездной путь завода Аурат и маленькое заброшенное ответвление на разгрузочную площадку



Сортировочная горка



За лесом контактных опор недавно построенный на месте старой сортировки транспортно-логистический центр, проще говоря - контейнерный терминал



Рабочий момент сортировки



Классический вид на сортировку. Сколько раз я любовался им...



А теперь переходим непосредственно к подъездному пути. Последний взгляд с моста



Вот мы стоим на нём. Слева пути, идущие с приёмо-отправочного парка к подгорочному,
по совместительству - подъездной путь завода Аурат (бывш. Химический завод имени П.Л. Войкова) - он проходит справа от сортировки.
Вообще говоря, его путь даже гораздо длиннее и интереснее моссельмашевского, но что-то говорило мне, что там нам с Юлей дадут по шее,
так что, увы, для нас он так и остался во мраке неизвестного



Вид обратно, к приёмо-отправочному парку. Слева путь к вагонному ремонтному депо Ховрино (говорят, теперь уже не действующему)



А путь Моссельмаша отворачивает от остальных, проходя мимо сгоревшего склада



Вид обратно. Виден пешеходный мост и старинное административное здание сортировки



А впереди путевое развитие и пешеходный переход через пути. Здесь можно пройти с конечной автобусов сразу на 4-й Лихачёвский переулок



Налево пути базы вторчермета. Также как и левый путь, ответвляющийся от правого



Они же ближе



Левое ответвление к базе лома от правого заводского пути



Ворота завода Моссельмаш

Немного о Моссельмаше и окрестностях:

Предприятие основано 2 июня 1940 года, когда решением НКВД был создан завод «Стройдеталь» № 2 для обслуживания потребностей ХОЗУ НКВД. В 1942 году был преобразован в "Завод № 2 ХОЗУ НКВД".

"Здесь трудились жители большого посёлка Ново-Ховрино и заключённые располагавшегося рядом лагерного пункта ГУЛага. Жили заключённые в юртах - деревянных домах круглой формы, в каждом из которых на нарах располагались десятки людей."

Из воспоминаний старожилов о лагере:
"Он располагался в начале теперешней Солнечногорской улицы, неподалёку от проходной завода «Моссельмаш», и отличался своим жестоким режимом от всех подмосковных лагерей. Может быть, это о нем упоминает А.И. Солженицын в «Архипелаге ГУЛАГ»:
«Под самой Москвой, почти в её черте, в Ховрине (станция «Моссельмаш» в те времена носила название «Ховрино-сортировочная» - примечание авторов) был захудалый заводик хозяйственного управления НКВД и при нём режимный лагерь... Он находился в пятнадцати минутах электричкой от Ленинградского вокзала. Сторона недальняя, да печальная»."

Посёлок Ново-Ховрино был действительно большим. Возможно даже самым большим из барачных рабочих посёлков вокруг Москвы. В нём жильём служили не только барачные дома, но и землянки и старые вагоны. Возник он в конце 1930-х годов. Сюда стали выселять жителей из центра Москвы в связи с осуществлением Генплана реконструкции. В 1959 году население посёлка достигло 12 тыс. человек (было 54 улицы). С самого основания он был неблагоустроенным с плохими дорогами и отсутствием соц. сферы. Просуществовал недолго, уже к середине-концу 1960-х годов был почти полностью снесён в связи со строительством на его месте жилых домов микрорайона Химки-Ховрино.

До 1951 г. Завод № 2 выпускал скобяные изделия, механизмы и цветное литье для строившихся высотных зданий, грузовые и пассажирские лифты, металлические кровати, производил ремонт грузовых и легковых автомобилей всех марок. В 1951-1953 гг. изготавливал автомобили специального назначения.

В 1953 г., после смерти Сталина, завод был переименован в Новоховринский машиностроительный завод Министерства машиностроения СССР, а на следующий год передан Министерству тракторного и сельскохозяйственного машиностроения и стал именоваться завод "Моссельмаш". Перешёл на выпуск сельскохозяйственной техники - картофелеуборочных машин, капустоуборочных машин, зерносушильных установок, разбрасывателей органических удобрений и ряд других.

Лагерный пункт был расформирован и вскоре построена пассажирская платформа Моссельмаш.

В 1968 году завод решением Министерства перепрофилирован на выпуск редукторов для сельскохозяйственной техники, став головным предприятием отрасли, нарастив мощности до 560 000 штук в год и обеспечивая ими все предприятия Советского Союза.

Сейчас завод наряду с небольшим производством редукторов выпускает малыми партиями вентиляционное оборудование, инструмент и металлоконструкции.



Вид обратно - на пешеходный переход через пути



Один из путей, идущих параллельно сортировке приводит к заброшенной разгрузочной площадке (хорошо виден с первой фотографии с моста).
Вид в сторону пешеходного моста



Вид в тупик. Слева от этой площадки проходит подъездной путь завода Аурат.
Впереди торчит крыша корпуса ФГУП НИИ Квант



Административное здание



Река Лихоборка с моста 4-го Лихачёвского переулка - вид вниз по течению.
Мы с Юлей двигаемся в Лихачёвскую промзону, чтобы заодно исследовать куст путей со станции Лихоборы МОЖД.
Фотографии смотрите в следующем посте...

Моссельмаш, ж/д краеведение, Ж/Д, Родные края

Previous post Next post
Up