«Аффорданс»

Mar 05, 2007 13:09

Пробела интерфейсов волнует многих, еще больше волнует проблема «понятности» и метафор. Об этом и пойдет ниже речь. Не так давно Дональд Норман ввел понятие «affordance» (Donald Norman. The Design of Everyday Things). Перевести это слово на русский язык довольно сложно, та и не совсем нужное дело. В сообществе проектировщиков нтерфейсов уже закрепилось слова «аффорданс», которое я так же буду использовать. переводится на русский оно как наглядность (от «зрение, глядеть»).

Это загадочное слово трактирует свое значение, как ситуация, при которой объект показывает субъекту (человеку) способ своего использования своими же свойствами. Проще говоря, это когда посмотришь на предмет, и он сам тебе подсказывает как его использваоть. Примеров аффорданса много. Для примера возьмем дверь в магазине. Очень часто кроме вывесок «открыто/закрыто» ставят «на себя/от себя». Сами по себе эти надписи ничего не дают и аффордансом не являются, а вот дверь - это уже яркий пример аффорданса. Дверная ручка указывает уже на то, что за нее нужно тянуть. А в трио с вывеской и ручкой дверь стает по настоящему аффордансом. Другим примером может послужить цифровой фотоаппарат. Сейчас на многих моделях фотоаппаратов, например:




Арендовано с joelonsoftware.com
Сам по себе фотоаппарат не является аффордансом, а вот благодаря выступу на передней панели для удобного держания пальцами и углубления, для большого пальца сверху, человек автоматически ставит руки в нужное место, получая удобство.

Польза аффорданса заключается в том, что он позволяет человеку обходиться без какого-либо предварительного обучения и подготовки, благодаря этому аффорданс является самым эффективным и надежным средством обеспечения понятности.

Проблема состоит в том, что аффорданс на экране получить сложнее, чем в предметах реального мира, поскольку единственным способом его передачи оказывается визуальность, а такие способы, как приспособленность к человеческой анатомии (пистолет или полиетиленовый пакет с ручком, например, трудно держать неправильно) оказываются за бортом. Это ограничение приводит к тому, что доступными оказываются всего несколько способов передачи аффорданса, из которых самыми значительными являются четыре:
■ маппинг, или повторение конфигурации объектов конфигурацией
элементов управления (этот способ работает хорошо в реальном мире,
но не очень хорошо на экране, поскольку предпочтительней непосредственное манипулирование)
■ видимая принадлежность управляющих элементов объекту
■ визуальное совпадение аффордансов экранных объектов с такими же аффордансами объектов реального мира (кнопка в реальном мире предлагает пользователю нажать на неё, псевдотрехмерная кнопка предлагает нажать на неё по аналогии, или же «корзина» в ОС Microsoft Windows)
■ изменение свойств объекта при подведении к нему курсора (бледный аналог тактильного исследования).

В целом, создание аффордансов является наиболее сложной задачей, стоящей перед графическим дизайнером, работающим над интерфейсом так и для промышленных дизайнеров. Область эта еще практически не разработана, так что она сулит, при удаче, большой успех и славу. Надеюсь, что вы их достигнете.

заметки

Previous post Next post
Up