Лейпциг: Памятник(и) Бетховену

Dec 21, 2022 21:56

"Точно подсчитать, сколько памятников Бетховену установлено в разных странах мира, невозможно."
Зильке Беттерман (Silke Bettermann) - искусствовед и автор книги «Образы Бетховена»

В Лейпциге в фойе Музея изобразительных искусств находится скульптура Макса Клингера (Max Klinger) - наиболее известный монумент, изображающий Бетховена в виде громовержца Зевса, у ног которого примостился удивленный орел.



Немецкий художник-символист Макс Клингер обдумывал проект создания монумента, посвященного Бетховену, еще в 1880-е годы, во время учебы в Париже. По его словам, идея такой скульптуры появилась у него во время музицирования на фортепиано.





Детали скульптуры Макса Клингера

Клингер изобразил Бетховена в виде олимпийского божества - с обнаженным торсом и прикрытыми плащом коленями. В соответствии с античной традицией, ноги композитора обуты в сандалии. Бетховен восседает на богато декорированном троне, а у его ног находится орел - символ Юпитера. Кулаки его сжаты, а выражение лица сконцентрированное и энергичное.





В своей работе художник использовал самые разные материалы - белый и цветной мрамор, гипс, бронзу и слоновую кость.



"Возвышенному стилю" полихромной скульптуры Клингера соответствует и оформление трона, в котором аллегорически отражены христианские мотивы искупления.


Вид сзади

Клингер впервые выставил скульптуру в 1902 году, на 14-й выставке Венского Сецессиона, организованной Йозефом Хоффманом (Josef Hoffmann) и посвященной памяти Бетховена. Произведение Клингера было выставлено в том же помещении, где находился (и находится сейчас) знаменитый "Бетховенский фриз" Густава Климта*. Однако, как это часто бывает, необычный памятник был встречен публикой негодованием и насмешками, и был расценен как неадекватный.

Только значительно позже Клингеру удалось продать монумент городским властям Лейпцига. С тех пор он считается образцом "героического" памятника Бетховену. Композитор здесь предстает воплощением человеческого разума, способного достичь "божественного" состояния через преодоление.

* Фриз, выполненный Климтом для этой выставки, перекликался по манере со скульптурой Клингера - помимо краски, художник использовал серебро и позолоту, осколки зеркал, гвозди и пуговицы. Изображенные на фризе фигуры (в основном, обнаженные женщины) не имели никакого отношения ни к Бетховену, ни к музыке в целом. Однако в каталоге выставки было сказано, что фриз выражает "надежды и желания всего человечества", и показывает, что искусство ведет людей "в идеальное царство чистых наслаждений, чистого счастья и чистой любви". Первоначально предполагалось, что этот фриз будет временным. На протяжении десятилетий он был скрыт от широкой публики, но с 1986 года отреставрированный фриз является частью постоянной экспозиции Сецессиона.
*****

А теперь еще об одном памятнике Бетховену, который можно было видеть в Лейпциге до прошлого года.

18 декабря 2015 года в 11 часов перед главным входом в Лейпигский музей изобразительных искусств состоялось открытие большой бронзовой скульптуры «Бетховен» работы Маркуса Люперца.





Фотографии этой скульптуры из интернета

Мэр по культуре Михаэль Фабер увидел в скульптуре обогащение культуры. В своей короткой речи он предсказал грядущие жаркие дебаты: «Я желаю нам и посетителям, чтобы мы общались плечом к плечу плечу - с Бетховеном, его музыкой и восприятием художника в XXI веке».

Хаинрих Леманн-Грубе, который был мэром Лейпцига с 1990 по 1998 год и является почетным гражданином этого города, считает скульптуру просто плохой. Леманн-Грубе играет на альте в струнном квартете, он сказал: «Я не вижу в скульптуре ни малейшей связи с известным мне Бетховеном и фигурой, стоящей над ним».



Деталь скульптуры

Известный лейпцигский скульптор Гюнтер Хуниат рассудил откровенно: «Люперц хороший живописец, но когда он пробует свои силы в пластике и ваянии, то что-то идет не так. Для меня его неуверенность выражается еще и в том, что ему приходится все раскрасить».



Деталь скульптуры

Я просмотрела несколько лейпцигских газет, в частности, Leipziger Volkszeitung - жителям Лейпцига скульптура Бетховена не понравилась.
Приведу одну цитату из писем читателей:
"Китчевое чудовище - оскорбление Бетховена
Кому пришла в голову идея поставить этого дрянного монстра?"
Остальные письма в том же духе.

Я видела памятник Бетховену работы Маркуса Люперца в Вене.
Вот моя фотография памятника из этого поста



Кажется, этого один и тот же памятник.

А теперь самое интересное.
16 ноября 2021 скульптура Бетховена Маркуса Люперца, которая с самого начала вызывала споры, была демонтирована перед Музеем изобразительных искусств в Лейпциге.



Очень жаль, что жители Зальцбурга не протестуют или недостаточно протестуют против аналогичного "шедевра" Маркуса Люперца.

германия

Previous post Next post
Up