Оригинал взят у
cr2 в
Впечатляющий московский памятник Льву Толстому Среди трёх московских памятников Льву Толстому этот, находящийся во дворе музея писателя на Пречистенке, самый необычный. Он с первого взгляда запоминается и уже больше никогда ни с чем не перепутается.
Я говорю про памятник Льву Николаевичу работы Сергея Меркурова (того самого скульптора, который после революции будет творить многочисленные монументы Ленину и Сталину, в том числе и огромные скульптуры вождей в Дубне на Канале имени Москвы).
После смерти Льва Толстого в 1910 году Меркурову было разрешено снять посмертную маску с лица писателя. По этой маске Сергей Дмитриевич начал создавать памятник, выполняя заказ московского мецената Н. А. Шахова.
В 1913 году скульптура была готова и первоначально её хотели поставить на Миусской площади. Однако этому воспротивились православные активисты, посчитавшие, что отлучённый от церкви писатель не может стоять рядом со строящимся на той же площади Александро-Невским собором (разобран в 1950-х).
В итоге городские власти приняли сторону активистов. Памятник поставить никто не разрешил, и он остался в мастерской автора.
Наверное так и пылился бы в запасниках, если б не идея Ленина о монументальной пропаганде. В 1928 году, к столетию Толстого, памятник установили в сквере Девичьего поля у начала улицы, названной в честь писателя.
Там он и простоял до 1972 года, пока не был заменён более масштабным и мощным памятником работы скульптора А. М. Портянко. Меркуровский же Толстой переехал во двор музея писателя на Пречистенку.
На тротуаре Пречистенки, рядом с музеем, можем прочитать.
Мне запомнилось выражение "суровый посмертный слепок". Интересно, а какими ещё могут быть посмертные маски? Весёлыми?
Также сразу запоминается и бросается в глаза положение рук Льва Николаевича. Глядя на них, вспоминаются дембеля.
Памятник может увидеть любой желающий. Для этого не надо покупать билет в музей, а достаточно лишь зайти на его территорию. Вот это здание.
Что интересно, Лев Толстой здесь никогда не жил, а музей его имени разместили здесь уже после революции.
Музей занимает здание бывшей городской усадьбы Лопухиных-Станицких, образец послепожарной московской застройки (конец 1810-х - начало 1820-х).