Принято считать, что облик города по-настоящему меняют только художники и архитекторы.
Иногда его радикально меняют и ученые. Работы Макса фон Петтенкофера преобразили Мюнхен и на рубеже XIX - XX веков сделали его одним из самых чистых городов Европы.
Памятник Максу фон Петтенкоферу в одном из городских скверов Мюнхена.
Макс родился он в обычной крестьянской семье, где, помимо него, было еще семеро детей. Заботу о мальчике взял на себя его дядя, придворный аптекарь Франц Петтенкофер, обучивший племянника азам своего дела. Правда, через несколько лет работы подмастерьем Макс сбежал из аптеки и подался в актеры. Вернуть его домой помогли уговоры двоюродной сестры Хелены, на которой беглец позже женился.
Дядины уроки не прошли даром. Петтенкофер окончил Мюнхенский университет и получил степень доктора медицины. Практической медициной Петтенкофер занимался лишь с 1845 по 1847 год.
Своим призванием он считал не лечение больных, а научные исследования: больше всего его привлекала медицинская химия.
Во второй половине жизни Макс Петтенкофер увлекся изучением вопросов гигиены. Именно эти исследования принесли ему мировую известность. Он установил зависимость между распространением тифа и холеры и состоянием почвы и грунтовых вод. Ситуация в любимом Мюнхене казалась ему катастрофической. Сейчас в это трудно поверить, но в середине XIX века в столице Баварии не было централизованного питьевого водоснабжения, а отходы человеческой жизнедеятельности скапливались на городских площадях (запах был соответствующим) и уже оттуда за отдельную плату вывозились фермерами на поля и использовались в качестве удобрений.
Петтенкофер начал общественную кампанию за очистку города. Он выступал за создание централизованной системы канализации, налаживание доставки питьевой воды и перенос забоя животных на одну большую скотобойню. У проекта сразу нашлись сотни противников. Фермеры не хотели терять стабильный доход. Жители не желали переплачивать за новые системы.
Работы продолжались несколько десятилетий. К началу XX века столица Баварии стала одним из самых чистых городов Европы. За это время Петтенкофера пытались переманить власти Вены и Берлина, но ученый отказался надолго уезжать из Мюнхена.
Благодаря его усилиям гигиена была окончательно признана одним из важнейших разделов медицины. Петтенкофер писал научные работы о воздухообмене в жилых зданиях и о необходимости разработки норм питания. Он оценивал строительные материалы и ткани для производства одежды с точки зрения их воздухопроницаемости. Он первым предложил определять чистоту воздуха в помещении по количеству содержания углекислого газа. Наконец, он изобрел респирационную камеру для изучения роли дыхания в обменных процессах человеческого организма - сейчас она известна как камера Петтенкофера.
В 1879 году в Мюнхене был открыт первый в Европе Институт гигиены. Макс Петтенкофер стал его директором.
В начале 1880-х немецкий микробиолог Роберт Кох объявил об обнаружении холерного вибриона. Петтенкофер внимательно изучил открытие коллеги, Петтенкофер не отрицал правильности этого открытия; он и сам думал о возбудителе, обладающем живой природой. Но у него были другие представления об этом: он был убежден, что на возникновение эпидемии влияет множество других факторов (например, состояние почвенных вод), и без определенных условий болезнь развиваться не будет.
В 1892 году 73-летний ученый в присутствии свидетелей провел на себе опаснейший эксперимент: он выпил культуру холерных вибрионов. Болезнь его пощадила. Современные исследователи выдвигают несколько версий случившегося: по одной из них, Петтенкоферу дали ослабленную культуру, по другой - у него остался иммунитет после предыдущего случая (холерой Петтенкофер переболел в 1852 году).
Имя Макса фон Петтенкофера носит Институт гигиены и медицинской микробиологии Мюнхенского университета.