"Весёлый" и "мрачный". Два московских памятника Гоголю

Sep 06, 2020 16:34

Оригинал взят у cr2 в "Весёлый" и "мрачный". Два московских памятника Гоголю

... между которыми всего 300 метров расстояния и огромная пропасть по восприятию.

Про то, что в Москве два памятника Николаю Гоголю известно многим. А вот то, что это одно из немногих наиболее близких к друг друг расположение монументов одному лицу в городе и вообще в России и мире, знают уже меньше. И правда - между памятниками всего около 350 метров.

Так как же это так получилось? Давайте разбираться. А заодно узнаем, как вышло, что после войны "Гоголя в комсомольцы приняли".



Первый, он же "мрачный", памятник Николаю Гоголю. Москва, двор на Никитском бульваре

Идея поставить памятник Гоголю ходила в Москве с конца 19-го века. В 1909 году, к 100-летию писателя, она осуществилась.



Над монументом, что стоял у Арбатской площади в начале Гоголевского бульвара, трудились архитектор Фёдор Шехтель и скульпутор Николай Андреев.





Хотя памятник получился очень удачным и его даже называли "одной из вершин творчества" Андреева, понравился он не всем.



Ругали и излишнюю мрачность Гоголя, его задумчивость, погружённость в себя, отсутствие торжественности и величия.



Однако же благодаря этому же списку памятник до сих пор считается одним из лучших, что существуют в Москве.

Как подчёркивают специалисты и зрители, он вызывает множество эмоций, погружает в мир гоголевской литературы с головой и дарит соответствующую творчеству Николая Васильевича атмосферу. Хочется перечитать произведения, поразмыслить, осознать, подумать. Всё это не навязчивая идея, а идущие из самого себя, изнутри, желания.
Особой похвалы заслуживали и заслуживают детали, так удачно дополняющие образ, - диван-глыба, одежда, причёска и знаменитый гоголевский нос.

Несколько раз инициативные группы (куда входили известные политики и деятели культуры) пытались продвинуть идею возвращения памятника на историческое место и поначалу всё шло успешно, но потом по разным причинам затихало.





Я же хочу отметить ещё одну деталь - лаконичность и совершенство постамента. Кроме изображенных на нём сцен из произведений великого писателя, оно содержит лишь одно слово: "Гоголь".

То есть одного слова достаточно (и ведь никто не будет с этим спорить!), чтобы подчеркнуть величие и значимость Гоголя. Такие уж он оставил заслуги после себя, что даже не надо писать, как его звали, выбивать даты жизни, пояснять, чем он занимался. Гоголь - есть Гоголь.

Особо это контрастирует с постаментом второго, уже советского памятника, который появился на месте прежнего Гоголя в 1950-х годах.

Сравните:



Второй, он же"весёлый", памятник Николая Гоголю. Постамент. Москва, Гоголевский бульвар

Сколько пафоса! Особо подчёркнуты заслуги советского правительства, не имеющего к писателю никакого отношения, и даже выбита дата.

Друзья, Гоголь великий и без всей этой шелухи! Зачем мне мозолить глаза датой? Кому интересно, тот посмотрит её в инете. Зачем мне знать, кто поставил памятник? У нас всё делалось правительством, это и так понятно. Монумент должен вызывать эмоции, а не быть истуканом, сообщающим какие-то полубесполезные факты!

И если первый, дореволюцинный памятник, один из удачных, то второй - наоборот. Даже сам автор, скульптор Николай Томский, позже признался:

"Из всех созданных мною в последние годы монументальных произведений я считаю самым неудачным памятник Н.В.Гоголю в Москве, выполненный мной в чрезвычайной спешке к юбилею писателя."



Да, памятник получился торжественным. Гоголь молод и здоров, стоит "в правильной позе", полон оптимизма и сил, а также должен излучать положительные эмоции.

Однако ничего общего ни с мыслями от его книг, ни с образом писателя не возникает. Идол, который забудется уже через час после того, как ты его увидел.

Похожие мысли разделяли и многие творческие люди. Практически уже сразу после установки нового памятника по Москве пошли насмешливые стихи и эпиграммы. Одна из самых безобидных была таковой:

Юмор Гоголя нам мил,
Слёзы Гоголя - помеха.
Сидя, грусть он наводил,
Пусть теперь стоит - для смеха.
Говорят, старого Гоголя не любил сам Сталин и был инициатором замены "мрачности" на "оптимизм".

Старого, "грустного", Гоголя сначала отправили в Донской монастырь, но потом "ссылку" заменили на двор бывшей усадьбы графа Толстого на Никитском бульваре. Здесь Николай Васильевич прожил последние 4 года жизни и по преданию сжёг 2-й том "Мёртых душ".

Как говорится, спасибо, что хотя бы место выбрали удачное. Мрачный Гоголь хоть и спрятан (читай: "на чердак") во двор, но отлично вписывается к дому, где он провёл самые тяжёлые годы и умер.

Новый, "весёлый", памятник, как нетрудно догадаться, занял место старого на Гоголевском бульваре и стоит там до сих пор, в трёх сотнях метрах от своего предшественника.



Так причём же здесь комсомольцы?

Дело в том, что после того, как появился новый памятник, и Гоголь стал выглядеть моложе, здоровее и веселее, московский фольклор почти сразу же обогатила меткая фраза: "Ну вот и Гоголя советская власть приняла в комсомольцы!".

Такие вот дела. А вам какой из памятников больше нравится?

москва, россия

Previous post Next post
Up