Мало кто знает, но у нас на Енисее есть настоящий пожарный катер. Видят его редко, да и журналистам показывают не часто, но накануне дня пожарной охраны мне все же удалось выпросить экскурсию на него.
Стоит "Бдительный" в ДОКе, на стареньком причале, который в ближайшее время будет убран с реки при строительстве новой набережной в районе строящейся "Платинум Арены". Что будет после этого с катером пока не понятно. К Универсиаде Красноярску выделят новый пожарный катер.
Дежурят пожарные также, как и в обычных пожарных частях, сутки через трое в стареньком плавучем домике - несколько комнат, место для ремонта и целый катер в придачу.
Ну а теперь о самом катере. "Бдительный" был построен в далеком 1959 году в Петрозаводске.
Это не переделка какого-то катера под пожарный, а специально разработанная модель "Проект 353". Предназначен он для работы в портах, для доставки пожарных к месту происшествий, а также тушения пожаров - подачи воды или пены прямо с катера с забором ее из реки, либо подача воды на берег по рукавным линиям. Длина катера 25,1 метр, ширина 4,3 метра, водоизмещение 68 тонн. Мест для экипажа на борту предусмотрено 5.
Выпуск этой серии был начат в 1957 году, когда были выпущены "Смелый" и "Тревога". Первый работает в Самаре, в МЧС, а второй в Рыбинске у Московского речного пароходства.
В 1958 году было выпущено еще два катера, один из которых назывался также, как и красноярский катер - "Бдительный", но он работал в Москве и в 2005 году был списан. Больше всего пожарных катеров было выпущено в 1959 году - "Богатырь", которым сейчас владеет частное лицо, "Стерегущий", стоящий на вооружении МЧС России в Башкирии, РК-17, работавший в Ростове, "Вiдважний" в Киеве, наш "Бдительный" и еще один катер с названием "Боевой-318", в 1960 году к ним добавился "Резвый", который работает в МЧС в Днепропетровске и "Решительный" - переданный в собственность клуба юных моряков в Москве. Всего было 18 судов, а сейчас на плаву, по некоторым данным, в России остались только 4 - "Смелый", "Стерегущий", "Бдительный" и "Боевой-318", плюс еще два в МЧС Украины.
На катере установлены три лафетных ствола, которые позволяют тушить пожары на суше и на воде - один расположен на носу, второй на корме, а третий наверху рубки, в окружении прожекторов. За дверями позади лафета - запас рукавов и прочего необходимого имущества.
Рубка управления вмещает одного человека который управляет всем судном.
Все старое, но работает исправно.
Из рубки можно наблюдать за всей "жизнью" этого небольшого судна.
Позади рубки помещения, где остальная команда может укрыться от ветра и воды и переодеться.
Какой корабль обойдется без рынды?
Рубка занимает большую часть кораблика, поэтому ходить тут стоит очень осторожно.
Внизу, под лафетом, место для присоединения еще четырех рукавов (не шлангов!!!). Если подключить, вода одновременно будет подаваться, например, на горящую баржу, как с берега, так и с пожарного катера. Так тушили горевшее совсем недавно на набережной судно "Виктория", которое было пришвартована около Музейного центра на Стрелке.
Подключили рукава, на берег передали...
Теперь пожарные на берегу могут спокойно работать и не бояться того, что вода закончится.