Андерсон, между прочим, в своих «Воображаемых сообществах», утверждает, что родовой связи расизма с национализмом нет. Андерсон видит происхождение расизма в феодальном аристократизме, в идее «породы» и «голубой крови», а не в идее «культурного превосходства»: к культуре можно же приобщиться.
Утверждение, как минимум, небесспорное: идеи «культуры» и идеи «породы» способны к взаимопроникновению. Однако трудно спорить с тем, что идея «белой кости» и «голубой крови» - более ранняя, чем колониальный расизм, и, хотя бы формально, расизмом является. Внимательный читатель без труда продолжит это рассуждение для отношений русских бар с соотечественными им крестьянами.
«... ядовитый жаргон умирающего колониализма: "узкоглазые", "крысеныши", и т.д. ... Такие эпитеты, в сущности, носят расистский характер, и показывают,что Tom Nairn ("The Break-Up of Britain: Crisis and Neo-Nationalism"), в основном, ошибался, когда утверждал, что расизм и антисемитизм происходят от национализма - и что, таким образом, "при достаточной глубине исторического взгляда фашизм сообщает нам о национализме больше, чем любой другой эпизод." ... Мечты расиста на самом деле происходят от идеологий классовых, а не национальных, больше всего - от претензий правителей по части "голубой" или "белой" крови и "породы" аристократов. ... Колониальная империя... позволяла значительному количеству крупных и мелких буржуа играть - вне главного поля - за аристократа. В каждой колонии можно было видеть эту мрачно-забавную tableau-vivant: мещанин в о дворянстве, декламирующий поэзию на фоне просторных особняков и садов с мимозами и бугенвилиями, и с большим штатом "боев", "грумов", садовников, поворов, служанок ... Другим проявлением аристократической или псевдо-аристократической сущности колониального расизма была типичная "солидарность белых людей", которая связывала колониальных правителей из разных метрополий... эта солидарность напоминает нам о классовой солидарности аристократов девятнадцатого века, демонстрировавшейся в их охотничьих замках, курортах, бальных залах...»