Статья про вышивку - 2

Apr 09, 2007 17:23



Исторические и этнографические основы народной вышивки Украины
История народной вышивки на Украине
Вышивка - распространенный вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображения выполняются ручным или Машиным способом на разных тканях, коже, войлоке и других материалах льняными, хлопчатобумажными, шелковыми, шерстяными нитками, а также бисером, жемчугом, драгоценными камнями, блестками и др.
Этот вид искусства возник давно - корни его уходят в глубину веков. Очевидно, мы никогда не сможем узнать, кто и когда впервые догадался воплотить в узорный мотив красоту родной природы, свои переживания и ощущения, так как из-за недолговечности ниток наука лишена возможности точно определить время возникновения этого искусства. Ведь образцы наиболее древней вышивки в музеях Европы относятся к 5 ст. н.э., а образцы украинской вышивки сохранились лишь за несколько последних столетий (больше всего в музеях вышивок 19 ст.).
Данные археологических раскопок, свидетельства летописцев и путешественников прошлого позволяют утверждать, что искусство вышивания на территории, которую занимает Украина, берет начало в глубокой древности и развитие его не прекращалось никогда - начиная с незапамятных времен и до наших дней. Элементы символики современных орнаментов украинской народной вышивки перекликаются с орнаментами, которыми украшали посуду древние обитатели территории нашей республики - трипольские племена (эпоха позднего неолита и начало периода бронзы).
Вышивкой украшалась одежда у скифов - жителей причерноморских степей, о чем свидетельствует древнегреческий историк Геродот.
Известно много археологических доказательств давности и распространенности народного обычая вышивать одежду. В с. Мартыновка Черкасской области был найден клад, датированный 6 ст. н.э. Среди других вещей здесь обнаружены серебряные пластинки с фигурками мужчин, одетых в широкие рубахи с вышивкой на груди, - еще недавно так одевались украинские крестьяне. Пластинки, подобные найденным в с. Мартыновка, были обнаружены в Фессалии, на Балканах. Ученые считают, что их занесли туда славяне со среднего Поднепровья. На фессалийских бляшках изображение воина настолько выразительно, что на рубахе видна вышитая вставка.
Арабский путешественник Ибн-Фадлан (10 ст. н.э.) в своем рассказе о руссах отмечает, что они носили вышитую одежду.
В эпоху Киевской Руси искусство художественной вышивки очень высоко ценилось. Сестра Владимира Мономаха Анна-Я/нка организовала в Киеве, в Андреевском монастыре, школу. Где молодые девушки учились вышивать золотом и серебром.
Археологические раскопки подтверждают широкое распространение вышивки в древнем Киеве: на фибулах и серебряных браслетах 13 в. Изображены фигуры в сорочках с широкими вышитыми манишками.
В Ипатьевской летописи от 1252 г. Говорится, что князь Даниил Галицкий во время встречи с королем был одет в кожух, обшитый золотыми плоскими мережками.
Творческое общение с другими народами имело определенное влияние на технику художественной вышивки мастеров Киевской Руси, но в своей основе она осталась самобытной.
Народ творил, находил и утверждал собственный оригинальный стиль. Неизвестные умельцы кропотливой работой выработали разнообразные установившиеся техники вышивания, которые благодаря стойкости традиции дошли через столетия до наших дней. Конечно, со временем мастерство вышивания совершенствовалось. Народный опыт сохранил наиболее типичные, наиболее целесообразные, отмеченные высоким художественным вксом образцы орнамента, их красочность, вышивальные техники.
Итальянский путешественник Жильюер де Лануа, который пребывал в 1412 и 1421 гг. на территории Украины, вспоминал, что рукавицы и шапки русичей были украшены вышивкой. На рисунках и иконах того времени мы видим изображения людей в вышитой одежде, своими узорами мало чем отличающейся от современных, харатерных для определенной местности орнаментов. Следует лишь отметить, что старинные образцы более напоминают тканный орнамент, более геометризованы, чем вышивки позднейших времен.
На рубеже 16-17 вв. начинается могучая волна возрождения украинской культуры, развития различных видов искусства, в том числе вышивки. Арабский путешественник и писатель Павел Алеппский, который в 1654 и 1656 гг. проезжал через Украину по дороге в Москву и обратно, описывая быт украинцев, отмечал, что у дочерей уманских мещан и киевских вельмож головные уборы расшиты золотой ниткой.
В условиях патриархального уклада сельской жизни с натуральными формами хозяйствования большинство вещей домашнего обихода изготовлялось преимущественно хозяином и его семьей. Почти в каждой хате ткали полотно и шили из него одежду, украшая ее вышивкой.
Белая вышитая сорочка - неотъемлимая составная часть женской и мужской украинской народной одежды. Вышитая сорочка юыла характерным признаком каждой местности; сравнительно легко отличить полтавскую от подольской, гуцульскую от полесской. Они отличаются друг от друга орнаментом, техникой исполнения и гаммой цветов.
Вышивкой на Украине занимались пояти исключительно женщины. Для этой работы использовался каждый удобный момент: посиделки, на которые девушки собирались долгими осенними и зимними вечерами, часы отдыха от полевых работ - весной и зимой.
Одежда была своеобразной характеристикой уменья девушки, ее трудолюбия. В одной из народных песен сестра советует брату выбирать лучшую невесту, которая имеет то преимущество, что она
…вмiє шити-вышивати
i гарних пiсень спiвати
Именно поэтому женская одежда украшалась чрезвычайно красиво. Цветистая плахта, вышитая тщательно подобранными нежными тонами, яркая корсетка, яркий шелковый передник, красочно вышитая сорочка - в такой одежде девушка выглядела живописно, напоминая букет живых цветов. Конечно, не все девушки в то время имели возможность приобретать одежду из тонкого полотна; бедные одевались в сорочки из грубого полотна, но по украшению их одежда не уступала одежде более богатых.
Русский ученый И. И. Георги - этнограф, естествоиспытатель и путешественник, который в 1768-1769 гг. побывал как участник академической экспедиции на левобережной Украине, писал, что одежда малороссийских дворянок состоит из кунтуша суконного, выложенного по краям полок, внизу и на перехвате золотыми сетками, позументами или снурками, и юбки из шелковой ткани, также выложенной внизу золотой или серебряной тесьмой.
В 18 - 19 вв. почти во всех помещичьих хозяйствах и при монастырях были мастерские художественной вышивки, изделия которых использовались не только для собственных нужд, но и частично шли на продажу.
Со второй половины 19 в. Искусство вышивания постепенно выходит за пределы домашнего ремесла и кое-где приобретает формы кустарного промысла. В некоторых районах целые села живут этим промыслом.
<…>
Сегодня, как и сотни лет назад, не стареет древнее искусство тканых и вышитых рушников, которые являются традиционным украшением народного жилища. Развешанные в горнице по стенам и над картинами, они придают ей праздничность и уют.
Орнаментированный рушник - неотъемлимый атрибут многих народных обрядов и обычаев. Он используется на свадьбах, при встречах дорогих гостей хлебом-солью и т.д.
Украшение рушников - неисчерпаемая сокровищница народной фантазии. В фондах только Черниговского краеведческого музея сохраняется более 7 тысяч орнаментированных рушников. Это лишь небольшая частичка творческого наследия нашего народа.

Основные мотивы украинского народного орнамента

Орнаментальные мотивы украинских вышивок уходят своими корнями в местную флору и фауну, в историческую традицию. В глубокой древности основные орнаментальные мотивы отображали элементы символики различных древних культов.
На протяжении много вековой истории искусства вышивки непосредственное содержание символических изображений постепенно стиралось. Несмотря на то что орнаментальные формы дошли до нас несколько трансформированными, может быть, более абстрактными, символика их в основном сохранилась благодаря традиции.
По мотивам орнаменты вышивок делятся на три группы: геометрические (абстрактные), растительные, зооморфные (животные).
Геометрические (абстрактные) орнаменты присущи всей славянской мифологии. Они очень просты: кружочки, треугольники, ромбы, зигзаги, линии, кресты (простые и двойные). Трудно судить, какое содержание вкладывалось в эти символы раньше. Сегодня на их основе в народной вышивке широко используются такие мотивы, как «бараньи рога», «кудри», «кудрявцы», «гребешочки» и др. В орнаменте подольских вышивок встречается мотив «кривульки», или «бесконечника», известного ещё со времен трипольской культуры, т.е. он появился значительно раньше, чем знаменитый греческий меандр. Зигзагообразный мандровый орнамент встречается в вышивках западных районов Подолии. К этому виду орнаментальных мотивов принадлежат «сосенки», «хвощ» и «перерывы», распространенные в южных и западных районах Подолии. Известный узор «рожи» (звездочки, розетки) представляет собой переход от геометрического к растительному орнаменту. Иногда напоминает изображение солнца и солнечных лучей.
В основе растительного орнамента лежит стремление перенести в вышивку красоту природы. Даже предельно условные узоры возникли в результате наблюдения реально существующих в природе форм. В украинской вышивке часто используются такие мотивы, как «виноград», «хмель», «дубовые листья», «барвинок» и др. Некоторые из них несут на себе отражение древних символичных представлений народа. Так, мотив «барвинка» является символом неувядающей жизни, узор «яблочный круг», разделенный на четыре сектора, с вышиванием противоположных частей в одном цвете - символом любви. В современной вышивке встречается и древний символ «дерево жизни», изображаемый преимущественно стилизованно в форме листьев и веток.
В вышивках зооморфных (животных) орнаментов изображаются: лошадь, заяц, рыба, лягушки; из птиц - петух, сова, голубь, кукушка; из насекомых - муха, бабочка, паук, летучие жуки. Во многих случаях зооморфные орнаменты являются своеобразными, присущими данной вышивальщице, изображениями, в которых отражается ее индивидуальное видение узора. В подобных орнаментах выступают в разнообразных, часто причудливых сплетениях (однако с сохранением традиционных требований к композиции) заячьи и волчьи зубы, воловий зуб, чешуя карпа, бараньи рога и др.
Решающее влияние на характер орнаментальных мотивов имеют разнообразные вышивальные швы, та называемые «техники», которых на Украине известно более ста. Отдельные вышивальные швы характерны для тех или иных этнографических районов Украины, а некоторые встречаются также в белорусских и русских вышивках.
Народная художественная вышивка Украины при своей единой стилевой основе очень разнообразна. В каждой области она имеет свои отличия. Рассмотрим характерные особенности вышивки разных районов Украины.
Художественные вышивки Полтавщины многогранны по технике исполнения, формам узора, логике построения. Для полтавских сорочек характерны такие швы: крестик, путанный крестик, двойной прутик, зубчики, мережка, прутиковая мережка, вырезывание, счетная гладь, выкалывание, долбленка, ляховка в один и более рядов, верхоплут (верхошов), вафельки, цепочки и др. Узоры выполняются отдельными швами и сочетанием нескольких швов. Искусно, с высоким художественным вкусом подобранные сочетания швов образуют очень красивые узоры. Так, сочетание лиштвы с мережками или вырезыванием дает один из наиболее художественно совершенных типов вышивки, получивший особенно широкое распространение на Полтавщине.
Сорочки на Полтавщине вышиваются главным образом белыми нитками, очень редко красными или серыми. Манишка белых сорочек в старых образцах украшались белым узором, выполненным гладью. Узор обводился черными или цветными полосами. Техника вышивания - шов "вперед иголкой", "крестик", шов "позади иголки".
Техника вышивания Харьковской области имеет очень много общего с формами вышивки, установившимися в центральных областях Украины, но ей свойственны и совершенно своеобразные полихромные орнаменты, создаваемые полукрестиком или крестиком. Эти орнаменты вышивают преимущественно грубой ниткой, вследствие чего узоры создают впечатление рельефных.
Вышивки Полесья - простые и четкие по композиции. Ромболоманая линия геометрического узора повторяется несколько раз. Вышивка красной ниткой по бело-серому фону льняного полотна - графически четкая.
Своеобразной вышивкой издавна славилась Волынь. Кроме вышивки крестиком в этой области распространена также техника «занизывания» или «заволакивания» (локальные термины). Это одна из древнейших техник, полностью имитирующая узорчатое челночное ткачество. Узоры геометрические, очень четкие и простые по композиции. Ромболоманая линия геометрического мотива повторяется ритмически в виде ленты, тянущейся в горизонтальном или вертикальном направлении. Четкость ритма усиливается одноцветностью вышивок, выполненных красной нитью на бело-сером фоне полотна. Одноцыетные вышивки северной Волыни поражают своей изысканной простотой. В южных районах области преобладают растительные мотивы в подборе цветов, ягод, листочков. Шитье поверхностное - крестик, гладь, прутик. Черный цвет сочетается с самыми разнообразными комбинациями красного, чем достигается большой колористический эффект. Рельефность мотивов отходит на второй план, прежде всего бросается в глаза колоритность орнамента. Вышивки становятся более живописными.
Для Черниговской области характерны белые вышивки. Для того чтобы усилить общую выразительность вышивки, в ней используются два или более типов швов. Например , в одной композиции сочетаются швы прозрачные (выкол, вырезывание, мережка) с плотным настиланием или другим видом счетной глади. Рукав с сорочкой соединяется широким мережаным цветным орнаментом, так называемой черниговской расшивкой. Такая же расшивка соединяет уставку и станок с воротником. Полосатый орнамент размещается на уставках отдельными или сплошными полосами по рукаву. Геометрический или растительный орнамент вышивается белыми нитками или же с вкраплением красного и черного.
В Черниговской области женские и мужские сорочки мережатся прутиком так, как в Подолии, - прозрачной мережкой («шабаком»), красными и черными нитками. Набор очень мягкими смежными стежками, что напоминающий бисерные вышивки, характерные для черниговских и киевских сорочек.
Вышивкам Киевщины присущ растительно-геометризированный орнамент со стилизованными гроздьями винограда, цветом хмеля, восьмилепестковыми розетками, ромбами, квадратами. Основные цвета вышивок Киевщины - белый, кораллово-красный, оттененный черный. Встречаются также жельый цвет, изредка серовато-голубой. Сорочки украшают гладью, занизыванием, набором и крестиком.
В южных районах Украины техника вышивания имеет много общего с устоявшимися формами вышивки центральных областей, которая представляет собой сочетание орнаментальных мотивов и техник вышивания разных местностей, однако ей свойственны и совершенно своеобразные полихромные орнаменты, исполняемые полукрестиком или крестиком. Это объясняется тем, что население здесь смешанное в национальном отношении.
Подольские вышивки выделяются среди богатого художественного наследия вышивок всей Украины своим колоритом и орнаментикой, сложной техникой исполнения.
Для подольских сорочек характерны красочность и разнообразие швов. Типичным является мережение "паучками", которым примереживают вставки на рукава, клинцы. Используется и цветная мережка - "шабак". В орнаментах подольских вышивок преобладает один цвет - черный с большим или меньшим вкраплением красного, синего, желтого или зеленого. Наиболее распространены одноцветные (красные и черные) вышитые сорочки, реже - двух- и трехцветные.
На юге Тернопольской области типичной является вышивка хлопчатобумажными нитками со сгущенными стежками: отдельные элементы обводятся цветными нитками, что обеспечивает высокий рельеф и цветовой эффект. Такие вышивки размещают вдоль всего рукава продольными или скошенными полосами от полочки до края рукава.
Большое богатство техник вышивания характерно для Винницкой области: низь, крестик, вышивка росписью, настилание, верхошов (верхоплут), зерновый вывод, вырезывание; разнообразны виды черных, белых и цветных мережек. Наряду с основными швами применяются и вспомогательные - вышивка росписью, шов "вперед иголкой", контурные швы, которыми обрамляют и соединяют отдельные элементы композиции.
Характерной чертой этнографического района Карпат и Прикарпатья (кроме определенных общих черт) является большое количество отдельных частей региона со своими колоритом и специфическими особенностями. В прошлом почти каждое село отличалось от других своеобразием вышивки, богатством орнаментальных композиций и неповторимостью цветов. Так, в вышивках села Космачи преобладает осенняя гамма цветов, а в верховинских узорах - гамма синих и фиолетовых.
В народной вышивке Львовской области используются разнообразные типы узоров. В южных районах орнамент вышивок геометричен, белый фон не заполняется, что придает узорам прозрачность и легкость. Вышитые сорочки колористически разнообразны.
На Буковине (Черновичкая область) кроме растительных и геометрических мотивов используются зооморфные, вышиваемые гладью (белой), мелким крестиком, штаповкой, крученым швом. Вышивальный материал - бисер, шелк, шерсть, серебряные и золотые нитки, металлические блестки.
Гуцульские вышивки характеризуются разнообразием геометрических и растительных узоров, множеством композиций, богатством сочетаний цветов, главным образом красного с желтым и зеленым, причем доминирует красный цвет. Два или три оттенка желтого цвета проясняют вышивку и придают ей золотистый отблеск. Наблюдается некоторое изменение построения гуцульских мотивов - вместо ленточной композиции все чаще за основу берется какой-нибудь один центральный мотив.
Для вышивок Закарпатья характерным является мотив зигзаг ("кривуля") в различных техниках исполнения. Преобладают техника «заволакивания» и вышивание крестиком, часто также применяются вырезывание и шитье. Цветовая гамма вышивок довольно широкая: красный сочетается с черным (при этом выделяется один цвет - черный или красный), применяются как белые, так и многоцветные орнаменты.

О.Гасюк, М. Степан «Художественное вышивание», Киев, «Высшая школа» 1987

Примечание: в главе История народной вышивки на Украине обозначены знаком <…> и опущены как неотносящиеся к делу несколько фраз, рассказывающих о влиянии дцатого съезда и роли КПСС в деле развития народных художественных промыслов

КлубИдейныхРукоделов, КнижноеДело

Previous post Next post
Up