Статья про вышивку

Mar 15, 2007 16:36

Продолжая раскопки очень полезных вещей, нашла одну статейку. Выкладываю - мало ли кому из любителей повышивать будет интересно:



Анализ семантики мотивов венгерского орнамента в контексте мировой системы знаков
Коприва А. Т.
Львовская академия искусств

Вступление
Орнамент следует рассматривать не только как результат творческой работы, но и как декоративный язык того или иного сообщества, который несет определенный смысл, закодированную информацию и функцию. Исследованиями этих категорий в искусстве занимается наука семантика. Для развития данной науки в Европе весьма важное значение имели исследования в сфере человеческих коммуникаций. На основе социологических исследований обнаруживается что коммуникация - это основная форма взаимодействия в обществе. Обычно этот термин использовался в чисто технической терминологии, потом появился в обществоведении, а теперь занимает очень важное место и в искусствоведении. Коммуникационный процесс функционирует по следующей схеме:

Информатор -> Кодирование -> Информация -> Раскодирование -> Адресат

Когда человек хочет передать информацию, он выбирает некую форму выражения, то есть придает информации некую форму (кодирует), потом с помощью разнообразных способов доносит ее до адресата, который раскрывает содержание этой информации (раскодирует). Ученые, исследующие различные культурные явления, которые возникали в обществе, ещё в тридцатых годах пришли к выводу, что каждый акт в поведении общества, и все культурные явления зависят от результатов коммуникации: их активности или пассивности, грамотности и умения эффективно передать содержание информации. Эти процессы характерны для всех видов деятельности человека. В народном искусстве это явление связано с восприятием красоты, эстетическим вкусом и чувствами. Процесс кодирования тут происходит в форме стилизации реальных объектов и объектов, сформированных воображением человека. Эти формы стилизации в разных культурах проявлялись по-разному, так же как и язык и письмо. Люди, жившие в обществе с собственными культурными традициями, не всегда разделяли эстетические взгляды другого общества. Это связано с тем, что в каждом обществе формируются свои критерии оценивания, которые становятся в процессе развития искусства того или иного этноса нормативными.
Содержание мотивов орнаментики, их происхождение и философский подтекст являются важнейшими критериями не только для исследования семантики, но и для анализа культуры венгров в целом. К сожалению, в настоящий момент одной из важнейших проблем является недостаточное количество информации о данном предмете научного исследования, за счет утраты семантики декора ещё в начале 19-го столетия. Выйти из сложного положения помогает анализ народного фольклора, мифологии, традиций и народных сказок, в которых время от времени встречаются описания и значение некоторых важных мотивов.

Основная часть

Символы всегда появлялись с помощью подсознательной стилизации и упрощения форм предметов, про которые хотели передать информацию. Это делалось с помощью выделения тех черт, которые наиболее четко выделялись в характере предмета или существа. Рассмотрим некоторые наипростейшие геометрические мотивы.
Точка как будто несет в себе наименьший объем информации, но ритмичное чередование точек мы находим уже в декоре первобытных людей, этот мотив имел также очень важное значение в орнаментах древнего Китая и Ирана.
Мотив простой линии играл важное значение во всех культурах, в некоторых случаях она символизирует границу между земным и подземным царствами, а где-то изображает дно моря, над которым, как правило, располагаются мотивы набегающей волны или варианты разных видов меандров. Последнее было характерно в орнаментике Украины, например мизинские браслеты, один из которых, богато декорированный меандровым орнаментом, принадлежит к уникальным образцам прикладного декоративного искусства древней Европы, аналоги которому пока что не известны. А в античные времена - в орнаментике древней Греции, так как в жизни греков очень важную роль играл бог моря - Посейдон, вызывающий у всех страх своими штормами и бурями.
Ромбо-меандровые мотивы считаются одними из первых, которые были в искусстве позднего палеолита символом мамонта - блага. Позднее в земледельческих культах Европы, в частности в Украине, он выступает символом плодородия.
Мотив равностороннего квадрата в трипольской культуре означал землю и засеянное поле, которое было поделено линиями по горизонтали и вертикали. Также он был весьма распространен в древнем Китае, где символизировал землю, которая имеет четыре стороны, этот квадрат вписывали в окружность, которая была символом бесконечного простора, неба (местом, где расположены облака, гром и звезды).Такое же значение мотив ромба имел и в культуре тюркских народов, о чем свидетельствуют их древние клинописи.
С мотивом окружности также тесно связан и мотив волнистой линии, который был в древнем Египте символом постоянной власти воды, без которой существование невозможно. То есть она является символом жизни. Этот мотив украшает порталы римских храмов эпохи Средневековья, где в изображениях сцен райской жизни символизирует живую воду. Кресты разных форм и свастика были символами огня и солнца, они чаще всего встречаются у скандинавских, славянских и иранских народов. Этот мотив сначала вписывали в окружность, которая в вышивках со временем трансформировалась в ромб, многоугольник, квадрат.
Старинные стилевые признаки в венгерской народной вышивке, так же как и в дворянском искусстве, носят византийский, романский или готичный характер, который продолжается влиянием ренессанса и турецкой культуры. Известно, что взаимообмен между культурами Венгрии и соседних стран прослеживается и в других сферах искусства: поэзии, музыке, танцах и т.д. Венгры, накже как и все другие народы, не только перенимали традиции соседних культур, но и сами влияли на эти процессы. Часто их узоры перегружены и занимают чуть ли не всю площадь одежды или предмета быта. Растительный орнамент и геометрические мотивы наивно стилизованы и совсем не отвечают требованиям дворянского искусства, а в цветовой гамме они стремятся к классической чистоте, что полностью отображает философию мышления и мировосприятие венгерских селян Закарпатья. В вышивках в основном используются чистые цвета: красный, синий, зеленый, а позднее - черный и желтый.
Красный цвет всегда ассоциировался у венгров с кровью, а также символизировал лето, радость и жизнь. Он носил функцию оберега. Чаще всего красная вышивка встречается на рушниках и на женской одежде. Интересно, что и в западном Полесье (северные районы Волынской и Ровенской областей и юго-западные районы Беларуси) одежда и рушники украшены тканьем и вышивкой нитками красного цвета. Также венгры до сих пор имеют обычай повязывать красную нитку на ручку ребенка - от «сглаза», эта традиция известна и у украинцев.
Зеленый цвет был символом пробуждения природы, урожайности и символом надежды. В окрестностях города Дебрецен и в Закарпатье было весьма распространено шитье на кидминах и сюрах (верхняя одежда), которые оставлял юноша у любимой девушки в знак надежды на свадьбуНадо отметить, что гуцульские “ярьованi” кептари также украшались зеленой вышивкой и имели аналогичную символику.
Желтый цвет у венгров, как и у некоторых других азиатских народов означал разлуку, поэтому в обычной вышивке и одежде до 19-го века он использовался крайне редко. Ленту девушка дарила юноше, если он ей не нравился. А уже в 19-ом столетии на сюрах можно встретить и этот цвет, играющий роль композиционного акцента в виде стилизованных бутонов и цветов.
Синий цвет был символом тоски, но он довольно быстро утратил свое символичное значение. И позднее его использовали просто для усиления контраста вместе с красным цветом. Одноцветная синяя вышивка на черном фоне часто встречается в одежде женщин в возрасте старше сорока лет, она придает сдержанности и указывает на пожилой возраст человека. В Украине нитками синего цвета издавна вышивали обрядовые погребальные сорочки.
Черный цвет в семантике венгерского декора имел значение животворной земли. Женщина рожала ребенка прямо на земле, а больных людей перед смертью клали на землю, чтоб она облегчила страдания. Считалось что кровать, пуховые покрывала и перины мешали человеку спокойно умереть. А позже. Как и у других народов. Черный стал цветом траура. Этот цвет широко использовался в народной одежде пожилых людей, придавая костюму важности и строгости.
Белый - это цвет невинности, свадьбы и траура. Хотя белая вышивка у венгров меньше распространена, чем у славян, однако в некоторых регионах она используется в свадебных нарядах и рождественском убранстве. Ещё в 9-ом столетии у венгров было распространено белое траурное убранство - это традиция тюркского происхождения. А белая свадебная одежда у венгров появилась только в 16 веке, до этого использовался красный цвет.
Традиционным для венгров Закарпатья было также вышивание нитками одного цвета.
Очень часто селяне смягчали строгость в композициях мотивов, заимствованных из культуры Ренессанса, добавляя украшения, отображавшие эстетические взгляды селянства. Они характеризуются легкостью и простотой в плане композиционного решения. Например мотивы звездочек, как правило, располагаются хаотично, заполняя всю площадь, и украшаются бисером на острых углах, что меняет характер пластики вышивки.
Мотивы вышивок, так же как и конструкция бытовых композиций и техника исполнения, весьма разнообразны и зависят от культуры в отдельных регионах Венгрии. Также как поэзия с течением времени становится неотъемлемой частью селянства, так и вышитая одежда словно слилась с человеком и сотворила своеобразный биосинтез. Вышивки имели также и обрядово-ритуальное значение, которое формировалось с помощью отдельных мотивов. Например вышивка с мотивами голубей означала любовь, она выполнялась преимущественно на постельном белье свадебного ложа (пользовались им только в первую брачную ночь, потом оно утрачивало свою основную функцию и становилось только украшением) и свадебных рушниках.
У венгров, также как и у других народов, есть любимые мотивы. Рассмотрим несколько мотивов, которые чаще всего встречаются в венгерских народных вышивках. Одним из самых распространенных мотивов является дерево жизни, которое встречается на всей территории Венгрии в разных интерпретациях. Оно символизировало постоянное обновление, бессмертие и плодородие. Этот мотив можно найти не только в вышивках венгров, украинцев, словаков, других народов, но и в древних произведениях искусства Египта, Ассирии, Персии, Индии и других Процесс развития дерева венгры очень часто сравнивали с жизнью человека и видели в нем символ плодородия и бессмертия через постоянное обновление.
Традиционной на вышивках была также стилизация дерева, которое заполняло основную площадь полотна, верхние ветки которого были обрезаны по одной линии, что означало дерево, которое достигает небес, или мировое древо. Между ветками дерева нередко располагались солнце или месяц, которые были любимыми мотивами венгерских шаманов. В 14-15 веках итальянские ткачи изображали в своих орнаментах это дерево. Дополняя его цветами, количество которых колебалось от трех до девяти, что также отражалось и в венгерской народной вышивке. Но еще в раннем Средневековье можно встретить этот мотив дерева с мотивом воды и колодца, что видно на ровенских мозаиках 5-го века. Венгерские селяне переняли характер этих мотивов, которые со временем стали традиционными. Вместе с деревом жизни также всегда изображаются мотивы птиц. Чаще их размещают симметрично на противоположных сторонах дерева. Этот мотив не менее древний, чем само мировое древо. Кроме любви. Как было сказано выше, он символизировал душу и, также как и само дерево, был символом бессмертия и обновления. По давним поверьям птица предвидит судьбу человека. Является символом борьбы против беззакония, приносит целительную пищу и воду, а также исцеляет своим пением, забирая себе болезни человека, которые потом поднимаясь к солнцу, сжигает. В венгерских народных сказках живую воду в последнюю минуту приносят также птицы: ворона, сорока, орел, которые часто бывают основными персонажами в кульминациях историй.
Разные виды хищных птиц в древних культах были символом власти. Египетский фараон и цари Шумера обязательно носили жезл с двумя орлами на верхнем конце. Подобные мотивы встречаются также и в древнеримских символах, а позднее появляются и в христианстве и интенсивно используются в разных гербах.
Уже в бронзовую эпоху встречаются мотивы птиц в паре на ювелирных изделиях. На территории Сибири и Приазовья мастера также изображали парных голубей на верхушке дерева жизни или под верхними ветками. В эпоху Средневековья этот мотив распространился в народном искусстве на всей территории Европы, однако к тому моменту он уже утратил свое символическое значение. Очень часто встречается в народных вышивках мотив граната, являющийся символом плодородия. Образ этого фрукта схож с декором азиатских стран и встречается в прикладном искусстве культур Средиземного моря, Южной Африки, Австралии и даже Южной Америки. Этот мотив был одним из наиболее распространенных в Европе, куда он проник из стран Востока, где был известен уже в 12-13 веках в виде восьмиугольного, овального или иной формы цветка. В поздней готике и Ренессансе начала 15-го века мотив граната распространился в Венеции. Где его использовали в украшении шелковых тканей и бархата. В Венгрии этот мотив широко использовался в эпоху Ренессанса, в разнообразнейших интерпретациях, которые попали сюда из стран Запада. В то же время очень много текстильных изделий ввозится в Венгрию из Турции и с Востока, на которых также присутствует этот мотив. В турецких вышивках в сердцевине граната располагали ещё один цветок, изменяя этим изобразительным способом характер мотива. На краях лепестков часто добавляли маленькие цветочки, что также часто встречается и в венгерской народной вышивке.
Таким образом мы описали наиболее распространенные мотивы, которые использовались в вышивках разных народов, которые имеют весьма давнее прошлое и нашли свое место в народном искусстве. Но существует ещё ряд таких мотивов, которые породила фантазия простых венгерских селян. Для других народов они были чуждыми. Например, венгерская роза (классическая, открытая, закрытая и т.д.), которая символизирует красоту девушки: или тюльпан (классический, разновидности бутонов и т.д.), имеющий такое же семантическое значение, но в то же время бывший ещё и символом богатства. Также ряд интерпретаций зооморфного орнамента. Например часто, особенно на сакральных вышивках, появляется мотив пеликана, который, согласно легенде, собственной кровью кормит своих птенцов. Он является в народе символом жертвенной любви Иисуса Христа. Пава также появляется в венгерской вышивке и ассоциируется обычно с гордостью и красотой. Мотивы разных фантастических существ в венгерской вышивке распространились приблизительно в период 17 века и имеют характер и символику дворянской вышивки позднего Средневековья западной Европы.
Гриф «турул» является одним из архаичных мотивов, который занимает важное место в мифологии венгров. Согласно давней легенде «турул» - птица, оплодотворившая Емешу. Имя Емеше на древневенгерском означает мать-свинью, которая является матерью всех живых существ. В древних культах часто встречались изображения животных или птиц, которые имели, на взгляд венгров, отношение к происхождению рода. Эти изображения со временем появились в росписи, а затем и в орнаментах вышивок.
Вышивка, исполнявшаяся женщинами, носит европейский характер и имеет свои семантические особенности, которые переплетаясь, открывают новые красоты народного искусства. Только разноцветная вышивка “matyo” является исключением, так как она возникла в середине 19-го столетия, когда семантика в вышивке уже утратила свою силу.
Развитие вышивки сюров отличалось тем, что мастера копировали мотивы цветов один у другого, и таким образом уточняли свои композиции. И хотя мотивы вышивок в этом виде одежды не имеют особенной семантики, но сам сюр был той одеждой, в которой находила свое успокоение душа человека после смерти, в том случае, если после смерти тело человека не найдено.
В декор народные умельцы вкладывали свои мысли, чувства, настроение и душу. Он был для них своеобразным инструментом самовыражения, который помогал избавится от всего негативного. Но уже в период позднего Средневековья орнамент дворянских вышивок начинает утрачивать свой смысл и семантику, все больше ощущается перевес эстетических качеств и он становится просто украшением, которое вызывает зачастую только изумление и восхищение. В народном искусстве этот процесс проходит чуть медленнее, тут мотивы начинают утрачивать свою семантику только в 19 столетии. Однако этот факт не распространяется на орнаментику многих стран Азии, Африки и Востока, где основой их функциональной структуры являются религия и традиции. Поэтому в этих странах до сих пор каждый мотив вышивки несет определенную информацию о владельце изделия, о его положении в обществе, принадлежности к тому или иному течению философского учения. Таким образом можно сделать вывод, что изменение философии мышления человека, отречение его от идеализации основных предметов его окружения, которые тесно связаны с жизнью и традициями, ведет к изменению или даже полной утрате семантики.

07.10.2002

Довольно кривоватый перевод с украинского - моих рук дело, так что уж простите за качество
Где именно я взяла эту статью сказать не могу - это распечатка вордовского документа без всяких пометок о происхождении.

КлубИдейныхРукоделов, КнижноеДело

Previous post Next post
Up