Вариации на заданную тему. Уникат. №6

Feb 02, 2005 13:11

Напутствие читателям этой книги

Улыбка за 50 долларов
1. Kenzo
2. Old spice
3. Poison

Золотое яйцо для нюхательного табака с кокаином.
1. Hugo Boss
2. Addict Dior

В оперную ложу сначала ворвалась волна парфюма "Addict Dior", а уж вслед за ней появилась и сама мадам Маркезина Андросович Лемпицка. На ней была выравнивающая цвет лица пудра и платье марки "Philosophy". Представление ещё не началось. Давали оперу Мусоргского "Борис Годунов". Мадам Лемпицка рассеяно села, открыла программку и начала читать.

Драма "Борис Годунов" была написана Пушкиным в 1825 году по историческим фактам, найденным у Карамзина и в "Истории Петра Великого", опубликованной анонимно в Венеции в 1772 году. Драма повествует о годах правления русского царя Бориса Годунова в XVII веке, взошедшего на престол, убив малолетнего царевича Дмитрия. Самозванцу Гришке Отрепьеву удалось свергнуть Годунова, ложно выдав себя за царевича Дмитрия, которого Бог якобы спас от рук убийцы. Взойдя на престол ЛжеДмитрий обвенчался с дочерью польского воеводы Мариной Мнишек Сендомирской.
Николай I, покровительствоваший Пушкину после его возвращения из ссылки, прочитав драму предложил автору переписать ее в прозе, а также поинтересовался комедия это или трагедия? Но поэт не согласился на переделку и его драма была запрещена.
В1868 году русский композитор Модест Мусоргский написал по драме Пушкина одноименную оперу "Борис Годунов".

В этот момент в зале погасли огни и спектакль начался с пролога на монастырском кладбище. Лемпицка с трепетом ждала появления на сцене Дистели, исполнявшего главную партию. А потом, на протяжении всей оперы, задумчиво смотрела на его почти мистические движения, на то, как он украдкой целует ногти на своих руках, как придерживает длиннополые золоченые одежды. Опера исполнялась на итальянском, но Лемпицка кожей чувствовала, насколько Дистели завидуют и как его ненавидят другие герои оперы. Умея точно различать оттенки этой ненависти, она с ужасом думала, что от ненависти нельзя убежать также, как от воды, попавшей в туфли.
После спектакля и нескольких вызовов на бис, она заметила, что Дистели не появляется больше перед зрителями и направилась в его гримерку. Это было роскошное помещение, с огромной ванной комнатой в кобальте и салоном в стиле Людовика XVI. Перед зеркалом стоял бронзовый бюст Дистели в костюме Фальстафа, а рядом на полу лежала борзая. Заметно уставший Дистели, наполовину уже в своей обычной одежде, а наполовину все еще в костюме Бориса Годунова, сидел в кресле, поставив рядом с собой на столик стакан виски "Chivas Regal" и бокал шампанского "Moete". Как только Мадам Лемпицка влетела в комнату, собака вскочила, встала на задние лапы, возвышаясь над ней на целую голову, и лизнула в губы. Лемпицка воскликнула:
- Хватит, Тамазар, хватит! - глотнула виски, села на колени Дистели и влила виски в его рот с поцелуем.
- Ты был великолепен - шепнула она, - только не надо сидеть вот так, наполовину одетым. Дьявол охотнее всего нападает на человека когда застает его на границе.
- На какой границе? - рассеяно переспросил Дистели.
- Все равно на какой: на границе света и тьмы, на границе дня и ночи, одной ногой на чужом, другой - на своем берегу... Ты выглядишь уставшим... Неужто так тяжело было петь?
- Дело не в пении. Просто я не люблю эту партию. Кроме того, прошлой ночью я плохо спал, а несколько дней назад, вечером, меня хотели обокрасть - был взлом в квартире.
- Ты заявил об этом?
- Нет
- Нет? Почему?
- Я заключил с вором сделку.
- Боже мой, как ты мог договариваться с вором?
- Может это и не вор. Может этот человек просто хотел иметь что-то мое - на память. Взамен он дал мне один телефонный номер. Это телефон какого-то продавца будущего.
- И ты собираешься связаться с этим шарлатаном?
- Почему ты спрашиваешь?
- Потому что выглядишь ты хуже, чем когда бы то ни было, с тех пор как я тебя знаю.
- Это из-за ночных кошмаров. Уже два раза мне снился Пушкин.
- и мне снился Пушкин вместе с Мусоргским, Борисом Годуновым и пушкинскими паяцами... Забудь это, расслабься, а я тебя немного поласкаю.
И Лемпицка начала целовать один за другим пальцы на его руках. Сделав паузу, она спросила:
- А что тебе снилось? Говорят, когда сон рассказан, то его яд отравляет того, кому его рассказали. Расскажи! Расскажи нам свой сон и мы - твой пес и я - разделим яд твоего сна...
- Снилась мне какая-то комната, в ней возле окна стоял невысокий, черный и курчавый человек. Во сне я знал, что это Пушкин. И что зовут его Александр Сергеевич. Он смотрел на вьюгу и думал на русском.
- Но ты же не знаешь русского.
- Не знаю ни слова, но в этом сне я понимал все его мысли, а мысли его были в стихах - звучными четверостишиями с ударением на конце каждой второй строки. Думал он о демонах. О том, что они вьются как снежные хлопья...
Тут Лемпицка его перебила:
- Я знаю это стихотворение:

Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне...

- Откуда ты знаешь?
- Знаю. Достоевский поставил его эпиграфом к своему роману "Бесы"... Ну, и что было потом?
- Сон сначала был мутный, как будто сквозь воду. Потом потихоньку ускорялся и становился все яснее и яснее. Так я заметил, что в окне есть ещё одно маленькое окошечко, которое называется "форточка", и Пушкин её открыл. В комнату начали залетать снежинки.
- Как кого-нибудь из этих демонов заставить прийти сюда? - произнес Пушкин в моем сне - Как его узнать? Как заставить ответить на мой вопрос? Что есть по сути дьявол? Чем отличается от человека? Дьявол ест как люди, но не может переварить ничего из съеденного. Потому что только дьявол не участвует в общем изменении материи в мире... И если он выпьет бокал красного Токая, то и мочиться будет тем же самым красным Токаем.
- Фью - присвистнула мадам Лемпицка, а пес, подумав что это зовут его, лениво поднялся с кресла и лег на ковер у ее ног - И ты все это узнал во сне?
- Да. Но тут сон прервался, и потом в одну из следующих ночей продолжился все страшнее и страшнее.
- Почему страшнее? - удивилась Лемпицка - что тут страшного?
- Страшно то, что в моем сне возле Пушкина на диване спала огромная белая борзая с золотистой головой и я ходил на цыпочках, боясь разбудить пса, потому что если бы он проснулся, я знал это наверняка, то обязательно загрыз бы кого-то... Да еще Пушкин постоянно думал о том, как вызвать дьявола. Ужас!
- Почему тебя так беспокоят эти сны про Пушкина? Разве это так важно?
- Потому что он ищет дьявола, чтобы задать ему вопрос, который мучает и меня: как и когда я умру? Может быть ответ демона подходит и мне, и потому мне снится этот сон...
- Но, душа моя, это же просто стихи.
- Какие стихи? - спросил хрипло Дистели.
- У Пушкина есть стихотворение "Дорожные жалобы", в котором он задает этот вопрос. Когда и где, каким образом закончится его жизнь. Совсем небольшое и малоизвестное стихотворение, поэтому я его и помню: в Бече мы дружили с детьми русских эмигрантов, и Эрвин (с которым я тогда была близка выше пояса) с Дитером (с которым я была близка ниже пояса) перевели это стихотворение на немецкий и, выдав за стихотворение какого-то немецкого поэта, отдали Лизе - дочке русского белогвардейца, той еще гусыне, попросив её перевести это стихотворение на русский, с обещанием, что перевод Дитер опубликует в газете. Это была настоящая комедия... А ты, душа моя, воспринимаешь все слишком серьезно.
- Ты так говоришь, потому что не знаешь всей истории до конца. Есть ещё нечто более страшное и странное.
- Что бы это могло быть?
- Страшно то, что я сам купил этот сон.
- Ты покупаешь собственные сны? Не понимаю, как это?
- Этот сон должен был присниться мне не сейчас, а только через три недели. А я заплатил за то, чтобы он приснился мне прошлой ночью, то есть заранее.
- Что ты говоришь, душа моя? А ну-ка Дедер, посмотри на меня, глаза - они как виски - всегда есть немного истины на дне... Да, вижу... Знаешь, я думаю, ты уже не раз ходил к тому продавцу будущего, к этому шарлатану, который выдает пятницу за вторник. Но скрываешь это. Признайся, что ты звонил по телефону, который тебе оставил тот вор!
- А что если и ходил?
- Ну, раз ходишь ты, то я тоже пойду с тобой - чтобы увидеть, что он хочет от тебя. Это женщина?
- Нет. Но я должен быть один - это одно из условий.
- Одно из условий? Значит, есть еще условия? Ааа, ты, значит, уже договорился? И наверняка заплатил. И не надо мне говорить, что он продал тебе твой сон, неужели ты был настолько глуп, что заплатил ему за это? Идем завтра вместе. Я хочу его увидеть.
- Можем пойти завтра вместе, но только в больницу. Я записан на прием в онкологическом отделении. Надо осмотреть горло.
- Онкологическое отделение? - вскрикнула мадам Лемпицка и посмотрела на Дистели с ужасом. Она пыталась проникнуть в тайну, которая стояла за этой страшной правдой. Она знала, что тайна всегда старше истины


ps. Как всегда, замечания приветствуются

Павич, тексты

Previous post Next post
Up