Сходила в театр "Школа современной пьесы" на спектакль "Дом". Сценарий Евгения Гришковца. Режиссер Иосиф Райхельгауз, художник-сценограф Марии Трегубовой. Главную роль играл не профессиональный актер бизнесмен Борис Вайнзихер (генеральный директор «КЭС-холдинга»). Стариков играли Елена Санаева и Альберт Филозов. В остальных ролях артисты театра.
Вначале почитала отзывы в интернете и удивилась, так много отрицательных. Но спектакль идет с 2009 года, и в первом составе главную роль играл Гордон. Да и в других ролях известные актеры. Странно думаю, "ежики кололись, плакали, но продолжали есть кактусы"?
Девиз посещения данного спектакля для меня слово "если..."
Если вам достались места направленные на синюю стену и весь спектакль приходится смотреть на маленьком экране, то впечатления ужасные.
Если вам мало лет и проблемы сорокалетних для вас еще не известны, то диалоги кажутся пустыми.
Если раздражает полное отсутствие декораций, то тоже разочаруетесь.
В зале были спящие в прямом смысле зрители. Санаева проспала пол спектакля, пробудилась только к своим репликам.
Но! Если вам достались удачные места (на возвышении и лицом в зал, как мне), если вы уже думали раньше о том, как по разному люди реагируют на предложенные обстоятельства. Если посещали мысли что дальше после 40...
Теперь о впечатлениях.
Артисты были рассажены на креслах среди зрителей и как "чертик из табакерки" выскакивали со своими репликами то тут, то там. Это было забавно. В соседнем кресле от меня сидели Елена Санаева и Альберт Филозов. А впереди Борис Вайнзихер. Присмотрелась к залу и увидела еще несколько знакомых лиц (не первый спектакль в этом театре смотрю), но были и для меня новые "чертики".
По сюжету спектакля артисты искренне смеялись над шутками коллег. Пришла мысль, что за 6 лет показа уже начались театральные приколы с изменением текста.
Харизма. У Альберта Филозова нет слов кроме реплики "вот оно что", но он произнес её несколько раз с разной интонацией в зависимости от сюжета и зрители были в восторге. Это пожалуй единственный момент когда зал проснулся и оживился.
Хорошо показана разница мужского и женского поведения при решении проблемы. Жена все время старается сохранить эмоциональный покой в семье. Просит всех поддерживать друг друга. Просит мужа не унывать, а подумать что еще можно сделать. Всегда говорит ему о любви и готовности поддержать его в любом решении. И это не слабость, это просто Женщина. Он же максималист. Загорелся идеей и хочет ее немедленной реализации. Для него дело принципа важнее здравого смысла. И он не самодур, он Мужчина.
Еще по сюжету главный герой просит денег на покупку дома у своих друзей и знакомых. В банк обращаться смысла нет, так как он еще не погасил прежний кредит. Денег ни кто не дал. Причины у всех разные. Правда у каждого своя. Героя посещает горькое разочарование, ведь все эти люди всегда считались его друзьями, в них он не сомневался. Думаю у многих возникала подобная дилемма - брать крупную сумму у друзей или нет. И каждый решает ее для себя по своему. Общего рецепта нет.
Мне ближе были рассуждения главного героя о чувстве потери ярких ощущений после 40. Уже были сильные яркие эмоции от рождения детей, женитьбы, армии и первой работы. Первого успешного бизнес-проекта. Покупки квартиры, машины и карьерного роста. Все хорошо, но скучно. Покупка дома для него это новые эмоции. Снова переживания, сомнения, движуха. Это Жизнь.
Увлечение некоторых людей после 40 новыми видами спорта, смена работы на кардинально противоположную, брак с новым партнером и т.п. Все это попытка добавить в свою новых, так необходимых некоторым из нас эмоций.
Заканчивается спектакль самоубийством главного героя. Не получив желаемого он не видел смысла жить дальше. Это не из-за дома, просто нарушилась его система координат взаимоотношений людей и их ценности. Он был уверен, что если ему что-то понадобится то все тут же бросятся ему помогать. Ведь у него так много друзей, родственников. Все его мироощущение рухнуло.