Кто любит тачки больше нас? Да, пожалуй, никто.
Музей АвтоВАЗа в Тольятти далеко не
BMW World в Мюнхене и тем более не
25-гектарный фольсквагеновский Автоштадт в Вольфсбурге - это два небольших зала в Тольятти, затерявшихся в глубине одного из бесчисленных вазовских зданий.
Но больше и не нужно: в этих двух залах представлены практически все автомобили, которые выпустил АвтоВАЗ за свою более чем сорокапятилетнюю историю,
не исключая концепт-кары.
Экспозицию ожидаемо открывает классика в первоначальной своей модельной линейке. ВАЗ-2101 (седан-стандарт), 2102 (универсал) и 2103 (седан-люкс).
В реально хорошем состоянии находится только трёшка, это юбилейный миллионный автомобиль, выпущенный заводом в декабре 1973-го, и с тех пор практически не выезжавший на дороги.
Ранняя вазовская трёшка - это квинтэссенция хрома на классике. Бамперы, решётка радиатора, оконные переплёты, дверные ручки внутри и снаружи, зеркала, молдинги (в том числе и на колёсных арках, порогах, лобовом и заднем стёклах), дефлекторы воздухозаборника, отливы, рамки номерных знаков, поводки дворников, форсунки стеклоомывателя, колпаки и даже ободок на заднем дефлекторе вентиляции были в хроме.
Первые шестёрки были украшены не менее богато, но со временем полновесные боковые молдинги заменили металлическим профилем с чёрными пистонами по краям, а в какой-то период и вовсе упразднили. Хромовый декор на порогах, оконных переплётах и решётке радиатора сменился пластмассовым, поводки щёток стали красить чёрным и в какой-то момент единственными хромированными деталями остались бамперы.
Копейка и двушка - машины не новые, уже с почтенными пробегами и пошатнувшимся здоровьем. Первая вернулась на завод спустя 19 лет, вторая - 27 лет и 110 000 км. Машины, разумеется, делались и красились, но далеко не всегда можно говорить об исторически верной и аккуратной реставрации.
Примечательно, что многие детали ранних Жигулей импортировались из-за рубежа, прежде всего из стран соцлагеря, так как требовалось время, чтоб наладить в СССР производство комплектующих на должном уровне. Впоследствии доля импорта снижалась, но никогда не обнулялась
Пятое семейство представлено лишь последней, сошедшей с конвейера в 2011-м году, семёркой и капотом с образцами цветов, в которые красились автомобили в 70-е годы. Четверка и пятерка отсутствуют.
Переднеприводную эру ВАЗа открывает восьмёрка из первой товарной партии. 1984-й год, короткое крыло, характерный клюв фальшрадиаторной решётки и стеклоочистители фар. Первые девять-девять появились в продаже в 1990-м году, и они изначально были на длинном крыле, но еще на низкой панели, которая появилась несколькими годами позже. Фары лишились дворников, сохранив лишь рудименты в виде пластиковых выступов в зоне покоя.
На кузов девяносто девятой, как гласит легенда, нанесены более 100 000 имен работников по состоянию на июль 1991-го года.
Далее можно увидеть предсерийную десятку с кожанным салоном, представленную в 1994-м году Ельцину, а за ней Ладу 21108 Премьер - десятку с удлиненной колесной базой. Существовала еще более дикая версия
ВАЗ-21109 Консул, такая стоит в техническом музее АвтоВАЗа, но о нем будет отдельный разговор.
27-миллионным автомобилем, выпущенным на ВАЗе стала рестайлинговая Приора, а рядом с ней стоит та самая Калина Спорт канареечного цвета с автографом одного премьер-министра на капоте.
Среди Нив в стоке лишь единственный вишнёвый дорестайл, который намотал более 10000 км по Антарктиде в течение 11 лет. Затем автомобиль списали, местами подкрасили и вот он здесь. В этом, как мне кажется, и есть вся Нива.
Шевроле Нива наоборот далека от стока и в таком исполнении никогда серийно не выпускалась. Дизельный пикап - это совсем не то, с чем обычно ассоциируется Нива. Обратите внимание на два шильдика разных производителей, не часто такое увидишь.
Ралли-рейдовая Lada Niva T3 - не просто концепт, а реальная боевая машина с пробегом за 200 000 км, видевшая не один этап международных ралли-рейдов, включая Дакар.
Длинная Нива справа - это лишь носитель агрегатов для первого ВАЗовского водородомобиля. Окна багажника затонированы неспроста: весь его объём занял электрохимический генератор «Фотон» от Бурана. Под капотом установлен электромотор на 25 кВт, привод только на передние колёса, максимальная скорость - 80 км/ч.
В мемуарах создателей описаны первые ходовые испытания, проводимые ВАЗом совместно с НПО «Энергия», основная мысль, которая витала в воздухе после того, как машину заправили водородом - п***данёт или не п***данёт :-)
Продолжают электротему два концепта на базе Оки. Мама у Эльфа Ока, а вот папа, судя по габаритным огням, ЗИЛ-130 :-) Внешность Эльфа подтверждает эту теорию.
Ладу Рапан я видел на картинках не один раз и мне она откровенно не нравилась. Но живьём автомобиль выглядит очень элегантно и смело, особенно для 1996-го года, особенно для АвтоВАЗа.
Автоспорт помимо боевой Нивы представлен Грантой WTCC и концептом Lada Revolution 3. Негусто, учитывая что Жигули наряду с Москвичами составляли основу советского автоспорта на протяжении нескольких десятилетий. Пятёрка VFTS точно не была бы здесь лишней.
Отдельный стенд посвящён двигателям, их на ВАЗе по сути было всего два: классический и восьмёрочный. Да, было множество модификаций разной степени расточенности, с различным количеством клапанов и типом системы питания, но идеологически разных двигателей только два. С натяжкой можно выделить в отдельный вид двухкотловый мотор от Оки, но он тоже во многом унифицирован с восьмерочным мотором. Роторно-поршневой двигатель Ванкеля - скорее экзотика, нежели серийный вариант.
Чтобы уместить все шильдики советского периода достаточно одной витрины. Сравните с инсталляцией в мюнхенском музее BMW
Второе фото ©Denis Konikov |
www.poputi.su Про машины всё, теперь про людей.
У меня сложилось впечатление, что машины здесь не любят и не понимают. Ровно как и людей. У трёшки при практически отсутствующем пробеге поцарапанное вкруг ЛКП. Также кто-то утащил переднюю оригинальную рамку номера и оригинальные фальшдиски, которые есть на историческом фото. На капоте копейки год назад появилась наклейка в честь 45-летия завода. Что будет с покрытием, когда ее снимут мало кого заботит.
Что касается отношения к людям. Помимо двух залов в природе существуют ещё и неэкспонируемые запасники. По словам экскурсовода попасть туда можно «только в составе организованной группы по предварительной договоренности». Присоединить меня к группе, с которой она как раз туда направлялась, экскурсовод отказалась с мотивировкой «не положено». Вот если бы я позвонил заранее, а не просто пришёл сам по себе, то тогда да. А вот так просто без телефонного звонка, разумеется, нет.
Да и вообще сам факт моего присутствия был ей явно не по душе.
«Что вы здесь так долго ходите и всё так тщательно снимаете на профессиональную технику? Фотографии потом, наверное, продадите или ещё чего».
«Вы мне мешаете проводить экскурсию» (Я при этом находился в другом конце зала и мой фотоаппарат, как выяснилось, очень громко щёлкал и мешал. Хорошо вспышки с собой не взял)
«Почему вы без спроса отодвинули таблички от машин» (Я их действительно отодвинул, пока тётенька была в запасниках, но сделал это только с разрешения другого сотрудника)
Обычно, сотрудники музеев охотно вступают в разговор, отвечают на вопросы, когда видят, что ты в теме. Здесь же моё общество было явно в тягость.
Так или иначе, музей достоин посещения, равно как и расположенный неподалёку технический музей АвтоВАЗа, тот, что с подлодкой в чистом поле. О нём как-нибудь в другой раз, АвтоВАЗу стать производителем, которым можно гордиться, а вам спасибо, что дочитали.