Градостроители в этом году активны как никогда: реконструкция Привокзальной площади, приведение в порядок Питомника, благоустройство пруда на Ногинке, организация, впервые в истории города, велосипедных дорожек.
Что тут можно сказать? Оптимизма представленные администрацией проекты не внушают, но делать резкие движения уже поздно, проекты согласованы, бабло распилено перечислено, работы уже идут.
Поэтому пойдёмте,
посмотрим что нас ждёт.
В первую очередь поговорим о Привокзальной площади. Это, на мой взгляд, самое некомфортное в плане организации движения место в городе. Причём одинаково некомфортно всем: и автомобилям, и пешеходам, и автобусам. Давайте дальше с картинками, чтобы было нагляднее.
Начнём с пешеходов, им приходится тяжелее всех. Более или менее безопасны подходы к вокзалу с чётной стороны ул. Ворошилова (маршрут 1), здесь нет пересечений с другими потоками. Пройти вокзал транзитом по чётной стороне можно лишь интенсивно вращая головой: в точке 6 автобусы въезжают на вокзал, причём не по какой-то чётко очерченной полосе, а широким фронтом, с двух разных сторон. Область в районе точки 5 - вообще сплошной ад. Здесь и выезд с парковки Эльдорадо, и выезд автобусов с вокзала (таким же широким фронтом), и выезд с парковки автобусов и такси.
Подход с нечётной стороны Ворошилова со стороны Северного шоссе (маршрут 10) по факту отсутствует, так как из-за запаркованных машин пешеходы могут передвигаться только по проезжей части.
Подходы с Ворошилова со стороны центра и улицы Советской (цифра 2) сходятся на перекрёсте (цифра 3), он отрегулирован пешеходным светофором, но как только перекрёсток остался позади, ты снова оказываешься в широкой, неразмеченной зоне 4 с интенсивным движением.
Отдельно нужно упомянуть переходы 7 и 8. Знаки, их обозначающие то появляются, то исчезают, разметка появляется лишь изредка. Подходы к перронам пригородных автобусов 9 тоже никак не организованы, но здесь хотя бы не такое интенсивное движение.
Также немаловажно отсутствие зоны высадки пассажиров, автобусы «разгружаются» там, где им удобнее, а пешеходы затем идут к вокзалу по широкому асфальтированному неразмеченному полю, уворачиваясь от автобусов и такси.
Со стороны автомобилистов есть следующие вопросы: во-первых, это выезжающие с вокзала (в основном толпами) автобусы, блокирующие проезд в сторону Северного шоссе.
Во-вторых, это нехватка мест для парковки. Площадку рядом с Эльдорадо с раннего утра занимают дорогие протвинцы/тарусяне/пущинцы, добравшиеся до Серпухова на машине и пересевшие в электричку или автобус до Москвы. Про красную цифру 10 мы уже упоминали, там тоже всё забито несмотря на знаки. На парковках рядом с бывшим ж/д магазином мест тоже, как правило, нет. Ближайшая более или менее свободная парковка находится у Бобрёнка, я, к слову, всегда когда мне надо на вокзал, оставляю машину там, потому что дойти будет всё равно быстрее, чем найти место.
Третья проблема - это перманентное отсутствие разметки, хотя улица здесь достаточно широкая, да ещё и с изгибом на перекрёстке.
Со стороны автобусников тоже есть проблемы. Во-первых, это уже упомянутый выезд с вокзала, во-вторых узкий въезд на Советскую, здесь автобусы почти всегда при повороте наезжают задним колесом на бордюр. В-третьих, часть автобусов заезжает на вокзал не через перекрёсток, а через въезд в зоне 6, создавая тем самым затруднения для автомобилей, движущихся со стороны Северного шоссе.
Итак, круг основных проблем очерчен, теперь давайте посмотрим, как они будут решены в результате реконструкции площади. Для этого обратимся к проекту реконструкции.
Ситуация с пешеходами улучшится - зона 4 будет отрегулирована пешеходными переходами с предваряющими их лежачими полицейскими.
Пройти транзитом через Привокзальную площадь будет проще, вместо асфальтового поля появится тротуар, въезд на вокзал через перекрёсток 3 исчезнет, а въезд и выезд автобусов (5 и 6) будет происходить не широким фронтом, а чётко по полосам, регулируемым шлагбаумом. Также появятся навесы, теперь не придётся мокнуть под дождём, должна улучшиться ситуация с высадкой пассажиров. Их теперь попросту некуда высадить, кроме как на чётную сторону ул. Ворошилова.
На этом хорошее заканчивается. Ситуация с красной линией 10 вряд ли изменится, пока не уберут забор и не построят тротуар. Переходы 7 и 8 в проекте никак не упомянуты, но они обязательно должны быть, потому что вне зависимости от их отсутствия или наличия люди будут здесь переходить дорогу.
Как попасть с автобусных перронов к Эльдорадо и наоборот непонятно. Утруждаться и делать крюк, проходя по переходу сначала к зданию вокзала, а потом к Эльдорадо, никто не будет. А Эльдорадо, между тем, не только Эльдорадо, но и пригородные кассы.
А вот автомобилистам и автобусникам придётся туго. Выезд автобусов с вокзала остался на своём месте, проблема в зоне 5 никуда не денется. А вот в зоне 6 и вовсе будет ад. Большинство автобусов будут заезжать на вокзал, поворачивая налево, к шлагбаумам, в зоне 6. Почему большинство? А потому, что стоянка автобусов разместится на месте нынешней ярмарки за Эльдорадо (здесь тоже, поворачивая налево, к вокзалу, автобусы создадут третью пробку). Подъезд же к вокзалу через перекрёсток 3 будет ликвидирован. Так что столпотворение на вокзале только увеличится.
Правда, в опубликованном порталом
serpeika.com плане реконструкции мы видим, что появится ещё один въезд на Советскую, но и он этих проблем не решит.
Что касается парковочных мест, то их не останется вовсе. Парковка у Эльдорадо будет ликвидирована, новые места создавать не планируется.
В общем, возникает ощущение, что все силы были брошены на рендеринг красивых картинок, а не на проработку схемы движения по площади. Если бы мне доверили столь важное дело, я бы первым делом убрал выезд автобусов и запретил левый поворот на въезд. Вместо парковки автобусов за Эльдорадо должна быть платная автопарковка. Ну а автобусы могут тусоваться, там где они это делают уже много десятков лет, за заправкой СНПС. Примерная схема движения выглядела бы так:
Но работы по переустройству уже начались. Площадь огородили забором, на асфальте появилась разметка под будущие навесы.
Здесь будет город-сад
Пригородные кассы тоже ремонтируют, расписание по-домашнему стоит под мостом, опёршись на бытовку, в которой теперь продают билеты.
Ещё одна пригородная касса
Олдскульные лавки, которые мы уже вряд ли здесь увидим.
Ну и напоследок несколько фото из истории вокзала.
1912-й год. Станцiя Серпуховъ. Выложил
Федот.
1974-й год. Клумбы, между прочим, нет. Фото А. Захарченко из набора открыток, выпущенных в 1974 году.
1984-й год. Тёплое ламповое расписание. Фото
station-master.
90-е годы. Клумба есть. Фото Ю. Соломатина.
2000-й год. Фото
Р. Иванюшкина.
Начало нулевых. Клумба усохла. Автора не смог найти, серия этих фоток ранее висела на сайте администрации Серпухова.
2006-й год. Старый логотип автоколонны 1790 и не менее старыйЛиАЗ-677. Фото
Георгия Красникова.
2008 год. Клумбы нет, ДК им. Дзержинского снесли, деревья на Советской спилили, построили Эльдорадо, поставили забор.
2012-й год. Осенний вечер.
2013-й год. Незадолго до реконструкции. Фото
dmizo