Карелия. Пяозеро

Jul 26, 2009 17:37



Дороги, по которым мы ехали на Пяозеро, приятно удивили. По ним не то, что можно ездить, местами они просто великолепны, с ровным асфальтом и яркой разметкой. Начиная с Ленинградской области, на федеральной трассе М18 повсеместно ведутся дорожные работы: полотно расширяют, улучшают его качество. Кое-где встречается оригинальная разметка. Например, о приближении к сплошной, помимо прерывистой разметки с удлиненными штрихами, дополнительно предупреждают стрелки, направленные со встречной на свою полосу. Очень удобно.

После Петрозаводска качество покрытия постепенно снижается, тем не менее, оставаясь вполне приемлемым.

Тем временем пейзаж за окном начинает ощутимо меняться. Все больше деревьев хвойных пород, все меньше яркой растительности. Кругом полноводные озера, бесчисленные реки и болота, образованные ледником миллионы лет назад. Найти сухое место для стоянки за пределами дороги сложно. Да и сама дорога, поднявшись на высокую насыпь, петляет между озерами.

Приближение к полярному кругу даёт о себе знать. Стоит солнцу уйти за тучи, тотчас становится прохладно, хотя сейчас в этих краях лето в самом разгаре. Чем дальше на север, тем меньше становится заправок и придорожных кафе. Правда, если кафе при этом становятся все лучше и дешевле, то заправки наоборот ветшают, с них исчезает 95-й бензин, а цены на оставшееся топливо поднимаются в полтора раза.

На ближайшей к конечной точке нашего пути заправке в Лоухах нам предложили 92-й по 28 рублей за литр (в Московской области на тот момент он стоил около 20-ти).



Местные жители, у которых есть доступ к казенным топливным картам, предложат заправиться чуть дешевле. С рук же бензин продается не ниже 30.

Заправляем полный бак, наливаем три канистры 76-го для лодочного мотора и поворачиваем на Софпорог. Последний участок пути местами проходит по дороге «с улучшенным покрытием». В Софпороге оставляем машину на хранение местному населению по тарифу сто рублей в сутки.

Хорошо выспавшись, уже утром, начинаем собирать катамаран. Во второй раз процесс идет куда быстрее.

image Click to view



Около девяти вечера, упаковав вещи и еще раз как следует всё проверив, отчаливаем.



Старый «Ветерок», как следует прочихавшись, бодро понес нас по Софьянге. Восемь лошадиных сил (при рекомендованных для этого катамарана трех с половиной) позволяют уверенно преодолевать немалые расстояния по озеру.

image Click to view



Ну а мы пока все ещё идем по реке. Торчащие из воды верхушки деревьев - это именно те следы затопления, о которых я говорил ранее. Несмотря на приличную ширину акватории, фарватер довольно узок.





Вокруг воцаряется непередаваемая красота. То, что обычно видишь лишь на экране, вдруг стало реальностью.





На ночевку останавливаемся на острове, рядом с рыбацкой избушкой. Сейчас, видимо, не сезон и она пустует.



Неподалеку припаркована лодка и сушатся сети.



Постепенно начинает проявляться основной минус поездки - огромное количество комаров. Если на воде их сносит потоками воздуха, то на суше можно находиться лишь в одежде. Первое время спасают репелленты и дым от костра, но затем привыкаешь и вовсе перестаешь обращать на комаров внимание. Ну если только, когда они падают в тарелку с супом.

На недостаток дров жаловаться не приходится. Их здесь можно собирать не только в лесу, но и на берегу озера. Затопленный лес выбрасывает штормами на берег, где он сушится и превращается в отличное топливо.



Такие дрова дают много тепла и при этом долго горят. Котелок воды закипает как в хорошем электрочайнике.



После завтрака мы отправляемся к выходу в большое озеро, пока мы лишь в его заливе. Погода меняется с поразительной быстротой. Сейчас, например, вокруг вот так.



А через десять минут вот так.



По этому снимку вполне можно оценить скорость развития событий.



Бывает весенний воздух, наполняющий пространство живыми запахами после зимнего анабиоза. Бывает летний воздух, несущий запах трав. Есть еще городской, морской, горный воздух. Здесь же, я бы сказал, живой воздух. В нем нет пыли, он прохладный и в меру влажный. Его вдыхаешь и чувствуешь, как свежесть расходится по телу. Обостряется обоняние, начинаешь чувствовать ранее незаметные запахи. И жрать в такой обстановке хочется много и часто. Останавливаемся на обед.

Готовить вкусно здесь, между прочим, достаточно легко. Берется суповая основа, в нее добавляется картошка, крупа или макароны. Затем в котелок отправляются найденные неподалеку свежие грибы - и отличный суп готов.



На второе будет свежая жареная рыба или, например, макароны с тушенкой и грибами. (На фото первый этап - подготовка грибов)



А запьем мы это все чаем, сдобренным пучком черники. Вкус просто изумительный.
Хотя белое вино под рыбку тоже неплохо идет :-)



Ну а на десерт - толченая с сахаром черника.

Кстати о воде. Здесь ее можно пить прямо из-за борта, она очень чистая. Единственная проблема - ей невозможно напиться, так как она очень мягкая. Из-за этого в организме не срабатывают какие-то датчики, и ты пьешь, пьешь и пьешь…



После обеда отплываем дальше, на север.



Попутно забрасываем спиннинги в надежде на то, что кто-нибудь поймается.



Приманкой служит блесна на другом конце толстенной (0,45 мм) лески.



Наиболее ценный трофей на Пяозере - кумжа, озерная глубоководная форель. Но нам за все время так и не удалось её поймать.

А вот с остальной рыбой было гораздо лучше.

Самые рыбные места расположены в устьях впадающих в озеро рек. Вот как раз одно из таких.

image Click to view



Начинает темнеть, нужно искать место для стоянки. На закате торжественная красота этого сурового северного края предстаёт во всем своем очаровании.





Находим защищенную от волн бухту, высаживаемся на берег, ставим палатку, начинаем готовить ужин.



Алексею вечерней рыбалки показалось недостаточно, он берет спиннинг и направляется на берег. Спустя какое-то время он возвращается. Уже не один. Рассказывает как долго и упорно боролся с щукой.



На ужин была, разумеется, рыба всех сортов. Жареная щука и окунь, хариус быстрого посола с лимонным соком…

На озеро постепенно опускается недолгая ночь. В двенадцать еще довольно светло, солнце нехотя уходит за горизонт, напоминая о себе полоской света,



и ранним утром вновь возвращается на небосклон.



Утреннюю тишину нарушили удары топора.

image Click to view



Погода стояла великолепная, однако свинцовые тучи вызывали некоторые опасения.





И они подтвердились. Вскоре после того, как мы отплыли от берега, поднялся ветер и разыгрался самый настоящий шторм.

image Click to view



Здесь проявилось одно очень важное качества катамарана - его устойчивость. Мы не стали лишний раз испытывать судьбу и предпочли переждать бурю на берегу.



По морским меркам невысокие, но, тем не менее, очень неприятные волны разбивались о берег.



Самое время было прогуляться по местным сопкам. Растительность здесь своеобразна, суровый климат диктует свои условия. Плодородный слой земли почти отсутствует, скальная порода устлана мхом, в котором растут немногочисленные растения, такие как черника или вереск.



Ну ещё грибы, конечно.



Деревьям же, по большей части хвойным, приходится цепляться корнями за расщелины в камне, обвивать буквально каждый выступ, чтобы не упасть под натиском сильных ветров.



С вершины сопки окрестности выглядят так. (Панорама кликабельна)




К тому времени, когда мы спустились к катамарану, шторм немного стих. После активной прогулки искупаться было в радость. Ощущения, надо отметить, очень интересные. Температура воды +10°С, воздуха - те же +10°С, поэтому определиться где замерзаешь больше очень непросто.

День уже шёл к концу (панорама снята в 19:45), после 5-6 километров по воде мы нашли (точнее нас нашло) отличное место для стоянки. К ночи шторм разыгрался еще сильнее, поэтому спали мы вот под такой аккомпанемент.

image Click to view



К утру волнение всё ещё не стихло, поэтому сегодня мы остались на суше. Целый день наблюдать за штормом на берегу озера, вдали от людей и забот, лишь изредка прерываясь на сон и еду - что может быть лучше?



Вечер ознаменовался второй огромной щукой, пойманной Алексеем.

image Click to view



Половина нашего путешествия осталась позади. На следующий день озеро, наконец, успокоилось, и мы двинулись назад, в Софпорог.



Днём, помимо переходов по воде, мы прогулялись по очередной сопке, заодно пополнив запас грибов и ягод.



Вечер порадовал закатом нереальной красоты.







Уезжая почти на две недели от розеток, мы задумались, как обеспечить питанием всю нашу технику (4 мобильных телефона, фотоаппарат, 2 видеокамеры и радио). Поэтому к вопросу энергообеспечения в этой поездке мы подошли основательно.

Источником энергии стала солнечная батарея AcmePower PS-936A-13W, к которой была подключена двенадцативольтовая аккумуляторная батарея SVEN SV-1270 емкостью 7 Ач. К ней, в свою очередь, через инвертор 12/220V AcmePower DS120 присоединялись зарядные устройства для мобильников, видеокамер и пальчиковых аккумуляторов для фотоаппарата.

Кроме того, напрямую от солнечной батареи через преобразователь напряжения 12/1,5-12V Robiton PN800S работал радиоприемник. Из русскоязычных радиостанций удалось поймать только «Голос России» на длинных волнах. В FM-диапазоне принимались только финские радиостанции. Кстати, благодаря приемнику 10 августа мы узнали о начале грузино-осетинского конфликта, да и вообще, радио было единственным источником новостей в поездке.

Солнечная батарея вставлялась в решетку, позаимствованную от польской антенны (подвешена правее скрученного паруса). Там же расположился и приемник.



По пути назад, на входе в Софьянгу, нам встретился редкий в этих краях песчаный пляж.




Ну а дальше - привычные верхушки ёлок, торчащие из-под воды,



и небогатые постройки Софпорога, как предзнаменование скорого возвращения из озера спокойствия в стремительный поток городской жизни.



travel, Пяозеро, Ягоды, АЗС, Озеро, Грибы, Закат, Катамаран, Рыбалка, Карелия, Лес

Previous post Next post
Up