cronosecurity подсказал удачный термин для обозначения явления, охарактеризованного мной в
предыдущей записи как «заколдованный круг»:
«
В.М. Полтерович придумал для подобных явлений замечательное название - институциональные ловушки.
В связи с этими явлениями возникают два чисто экономических вопроса: (а) сколько стоит удовольствие выпрыгнуть из ловушки; (б) существует ли субъект, готовый понести эти затраты.
Можно предположить, что потери, обусловленные ловушкой, растут экспоненциально, в то время как затраты на выход из неё пропорциональны времени её существования, возведённому в некоторую степень.
Если равенство тех и других достигается в пределах бюджета, которым располагает субъект потерь, из ловушки удаётся выскочить. В противном случае - не удаётся >-+»
Мне кажется, что субъект потерь пока ещё не осознал, что находится в ловушке, и уже, возможно, не осознает.
Дело в том, что уже почти завершилась трансформация высшего образования из инструмента по подготовке специалистов в инструмент социализации молодёжи. И в новых условиях задачей преподавателя становится не передача знаний, а всего лишь создание некоторых препятствий на пути учащегося к диплому, чтобы этот учащийся в процессе преодоления препятствий научился «налаживать контакт», «проявлять инициативу», «не бояться трудностей» и т.п.