Скульптор Тереза Рис (Teresa Ries)

Mar 08, 2021 11:37


Продолжу традицию написания постов о женщинах-художницах к 8 марта. В этом году мне сложно было определиться с выбором. С некоторых пор тема эта стала настолько популярной, что уже не вызывает былого интереса. И, как оказалось, женщин-художниц не так мало, как об этом говорили искусствоведы. Просто дорогу себе проложить им было сложней, чем мужчинам. Но тут мне на глаза попалась фотография скульптуры «Ведьма, готовящаяся к Вальпургиевой ночи», и решение было принято - я хочу узнать больше об авторе! Информации в сети мало, и она повторяется практически во всех источниках. Собрала в посте всё, что нашла.
Тереза Рис была известным скульптором конца 19-го - начала 20-го веков. Как и многие художники этого периода сформировалась под влиянием новых течений в искусстве.



Автопортрет

Тереза Фёдоровна Рис родилась в 1866* году в Будапеште в еврейской семье, принадлежавшей Пештской общине; австро-венгерская подданная.



Внучка живописца Франца Николаевича Риса (Рисса) (1804-1886). Жила в Москве.



В 1890-1891 была вольнослушательницей МУЖВЗ (Московское училище живописи, ваяния и зодчества) на живописном и скульптурном отделении. Получила первую премию за скульптурный этюд «Детская голова». (Последующие прошения в 1891-1893 стать вольнослушателем училища неизменно получали отказы). Показывала портреты и жанровые композиции из мрамора и гипса на выставках МОЛХ (Московское общество любителей художеств) (1891, 1892, 1894/1895, 1895/1896). Она вспоминала, что, хотя в училище она была одной из лучших студенток, никто не обращал на это внимание.

В достаточно юном возрасте вышла замуж, однако семейная жизнь не сложилась. Тереза потеряла ребёнка, позже развелась с мужем. А через время приняла решение уехать из России, и в 1894 (или 1895) поселилась в Вене. Профессиональная деятельность женщин в целом считалась ненадлежащей в буржуазной Австрии девятнадцатого и начала двадцатого века. То же самое относится и к их профессиональной деятельности в области искусства. Тереза Рис столкнулась с двойным клеймом: она была не только женщиной, но и будущим скульптором. Оговорки в отношении женщин в скульптуре были даже больше, чем в живописи.

Женщин тогда в Академию изящных искусств не принимали (Единственной государственной художественной школой в Австрии девятнадцатого и начала двадцатого века, открытой для женщин, была Школа искусств и ремесел (Kunstgewerbeschule, основанная в 1867 году)), поэтому женщины занимались частным образом. Тереза Фёдоровна обратилась к профессору Эдмонду фон Хеллмеру, который поначалу также отказался с ей заниматься. Наконец, она не только стала его ученицей, но и одним из его главных протеже, и он помогал ей выставлять и продавать свои работы.
В 1896 году в Венском доме искусств (Кюнстлерхаусе) была показана её работа под названием «Ведьма, готовящаяся к Вальпургиевой ночи», изображающая обнаженную молодую женщину, сидящую на земле и стригущую ногти на ногах.



Сюжет скульптуры резко контрастировал с клише прекрасных «фройлейн». Как дикое и обнаженное существо, скульптура восхищала и привлекала внимание, в том числе ею восторгался император Франц Иосиф I. Тереза Рис проснулась знаменитой! Позже в своей биографии она напишет, что идея скульптуры родилась случайно, когда она споткнулась о метлу, поднимаясь по темной лестнице и повредив ногу. Сейчас скульптура, к сожалению, лишившаяся правой руки, выставлена в Бельведере.



На той же выставке присутствовал Густав Климт, активный член Венского сецессиона, который затем пригласил Терезу участвовать в выставках вместе с ними.

В 1890-1910-е исполнила портреты венской аристократии и деятелей культуры, надгробные памятники, жанровые и символические скульптуры: «Граф Вильчек» (был основателем Венского общества любителей искусства. По его заказу был восстановлен Замок Кройценштайн близ Вены, где ныне существует музей, в котором демонстрируется его обширная коллекция произведений искусства),



Граф Вильчек



«Принц Турн», «Графиня Кинская», «Профессор Э. Хеллмер», «Писатель Требич», «Марк Твен», «Душа возвращается к Богу», «Смерть», «Святой», «Ева», «Законодатель», «Люцифер» (золотая медаль Карла-Людвига, 1896), «Киевская ведьма», памятник Ф. Листу, «Текстильная промышленность» (у здания Венской биржи).



Смеющаяся девушка





Надгробие на Венском кладбище

Участвовала в венском Сецессионе (1899 и 1903), парижских салонах: Осеннем (1900 и 1901) и Национального общества изящных искусств (1902), в международных выставках в Мюнхене (1897), Венеции (1910) и Риме (1911), в Выставке русского искусства в Риме (1911). Провела несколько персональных выставок в своем венском ателье.



Тереза Рис в своей мастерской

В 1900 году работы Рис были выставлены на Всемирной выставке в Париже, а в 1911 году ― в Турине, причём приглашали её, как и представители России, так и Австрии.  За скульптуру «Непобедимые» Тереза Рис получила золотую медаль на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Позже монумент был приобретен Венским магистратом и установлен в Конгресс-парке.





До революции несколько раз приезжала в Россию, совершила путешествие по Уралу и Сибири, переписывалась с русскими художественными деятелями. Исполнила портрет И. И. Левитана (1896). Посетила Л. Н. Толстого в Ясной Поляне. Её работы представлены в Государственной Третьяковской галерее.

В 1928 опубликовала автобиографию «Язык камня» и книгу «Вечное искусство».
Тереза Рис работала с камнем, мрамором, гипсом и бронзой. Среди прочих её работ самым известным является бюст Марка Твена, который она выполнила во время пребывания писателя в Вене.



Марк Твен позирует Терезе Рис

Событие это широко освещалось в прессе, а публикации сохранились и получили дополнительную популярность, потому что фотографии Терезы Рис за работой были первыми фотографиями, опубликованными в газете. До этого для печати фотографии перерабатывали в гравюры.





«Eine junge Russin» покорила Вену. В заметке к фотографии с воодушевлением рассказывается о том редком примере, когда женщине удалось добиться ощутимого успеха в профессии скульптора.

Рис также участвовала в создании группы «Восемь художниц», куда входили: Берта фон Тарночи, Евгения Брайтхут-Мунк, Марианна фон Эшенбург, Мари Эгнер, Зузана Гранич, Мари Мюллер и Ольга Визингер-Флориан.

Ателье Тереза Рис снимала во флигеле дворца Лихтенштейнов (князь Лихтенштейна Иоганн II имел репутацию знатока и покровителя искусств).

В 1938 году она была выселена из своей галереи и студии по указу нацистских властей, но продолжала работать в Вене до 1943 года, а затем ей пришлось укрыться в Лугано** (Швейцария), где она оставалась до своей смерти в 1956*** году.

Многие из её работ нацистами были отнесены к категории дегенеративного искусства и уничтожены. После войны её работы были забыты на долгие годы.

* В некоторых источниках указаны другие дата и место рождения - 30 января 1874, Москва.

** Информация о месте жительства Терезы Рис после того как она покинула Вену также разнится: указаны Франция и Швейцария.

*** Дата смерти в разных источниках: 1950 или 1956 гг.

Примеры ксилографий и первые фотографии в СМИ. - N.Dank... Согревая ладошки луж. - ЖЖ (livejournal.com)
Teresa Feoderovna Ries - Wikipedia
Половое возрождение: «Город женщин» в венском Бельведере (yandex.ru)
Искусство и архитектура русского зарубежья - РИС Тереза Федоровна (artrz.ru)
Austria: Jewish Women Artists | Jewish Women's Archive (jwa.org)
Teresa Feodorowna Ries | Frauen in Bewegung 1848-1938 (onb.ac.at)
Eine Hexe | Jüdisches Museum Wien (jmw.at)
Artblog | The Forgotten Women Artists of Vienna 1900 (theartblog.org)

Michael Kranewitter, Wikimedia Commons, CC-by-sa 4.0”

8 марта, женщины-художницы, история искусств, Марк Твен, скульптура, Тереза Рис

Previous post Next post
Up