Здесь будут стихи и фото. Все вместе представляет собой своего рода прогулку по весеннему городу, своеобразный колорит и атмосферу которого я старался передать. Это ни в коем случае не экскурсия по достопримечательностям, тут меня интересовали мимолетные зарисовки вечерней жизни симферопольских бульваров, прежде всего улицы Пушкина, которая представляет собой самый известный и популярный городской променад.
Архитектурный облик центра Симферополя, основанного в 1784 году при Екатерине, сложился к началу прошлого века. Это воплощенное представление русского человека о тихом европейском городке - провинциальном, уютном и по-своему очаровательном. Как нередко бывает в таких случаях, мечта чуть ли не превзошла идеал во всем, что касается человеческих отношений. Здесь был найден удивительно точный баланс между демократичностью и чувством собственного достоинства. С одной стороны, по городу можно было расхаживать чуть ли не в домашних тапочках, а с другой - театры, библиотеки, музеи, а также все прочие атрибуты цивилизации оказывались более чем настоящими.
В разное время Крым привлекал внимание многих ученых и деятелей искусств - и русских, и европейских. Некоторые из них подолгу жили в Симферополе, так что с культурными традициями здесь полный порядок. Во всяком случае, в восьмидесятых и девяностых в городе было много очень интересных людей. Мой круг общения, тусовка. Существовали, конечно, и другие подобные. Жизнь била ключом, чего уж там. Теперь как обычно - "иных уж нет, а те далече". Новое поколение, как ему и положено, выдумывает собственный миф, а у меня есть свой. Эта публикация посвящена симферопольскому мифу. Или мифологическому Симферополю.
Воспоминания, которым посвящены стихи, относятся к концу восьмидесятых - началу девяностых, сами стихи сложились в 2005 году, а фотки совсем свежие - вечер 1 апреля, Вербное воскресенье.
Симферополь весной
Изменился мой город, но грусть неизменна...
Бодлер
Как печален твой свет, мое солнце предутренних снов -
Симферополь весной, под каштаном питейная будка…
Возвращение в рай мне грозит потрясеньем основ,
Ныне зиждущих твердь утомленного явью рассудка.
Так зайдем же, накатим, пока теплый вечер зовет
Городить чепуху, доставать сигареты из пачек,
Замастырим косяк - пусть по дворику тихо плывет
Сладкий дым анаши из последних осенних заначек!
Наш знакомый философ сегодня сидит далеко,
Мы не слышим ни слова, но знаем, о чем он болтает -
Он цитирует Книги Пророков, Бодлера, Фуко,
Даже Тимоти Лири, и все-таки суть ускользает.
И тогда он невнятно мычит, поднимая стакан,
Пьет дешевый портвейн и глядит в направлении юга,
Где за линией гор, как и прежде, шумит Океан,
И у берега волны всегда догоняют друг друга.
Жаль, те дни не догнать, что бежали как девы, в пути
Повстречавшие банду бродяг, удолбавшихся клеем -
Эти дни не вернуть, этих дев никогда не найти
Ни тусуясь в кафе, ни гуляя по темным аллеям.
Жаль, что тех не позвать, кто вчера возвратился домой,
Не найти ту тропу, что недавно вела на вершины -
Здесь когда-то был двор, там мы пили какой-то зимой,
Ожидая, когда же появится бог из машины.
Что поделать, приятель, мы строим свой храм на крови,
Поворот колеса даже камни приветствуют стоном.
Мы - рабочие кармы, мы рубим деревья любви
И минувшие дни заливаем надежным бетоном.
Только я не об этом. Нам многое должно успеть -
Если медлит закат, прогуляться по тихим бульварам.
Я хотел бы их все как безумную юность воспеть,
Дабы нам не сказали, что время потрачено даром.
Правда, все недосуг. Пока тянется к солнцу побег,
Островки наших дней как прилив поглощает забвенье,
И душа из темницы своей замышляет побег,
Слышу я - рвется цепь, и вокруг рассыпаются звенья…
Так пускай моя радость поет на все сто голосов,
Пусть цветут мириады кустов невозможной сирени!
Я стою у ворот, и когда отодвинут засов,
Я вернусь в этот двор и привычно шагну на ступени…
На акрополе пусто. Осколкам луны не согреть
Отражение мира в ночных зеркалах расстояний,
И я знаю, что мы никогда не устанем смотреть,
Как мерцающий в дымке несбывшихся тайных желаний
Симферополь весной, этот призрачный город мечты,
Где так долго сияла высокого неба беспечность,
Этот город, в котором жил я и, наверное, ты,
Как в прохладную тень погружается в нежную вечность.
На улицу Пушкина можно подняться с набережной Салгира.
Вокруг все цветет, разумеется.
Созерцая пятна цветов среди зелени, мы не только тешим свой взгляд, но и меняем свои настройки. Яркие краски - это сигналы, которые обрабатывает мозг, автоматически переводящий нас в другой рабочий режим. От них не в последнюю очередь зависит весеннее настроение.
В университетском ботаническом саду.
Магнолия Суланжа.
Карла-Марла (улица Карла Маркса)
Важную роль играют детали - разнообразные лепные украшения, барельефы, малые скульптурные формы. Мифологические персонажи наблюдают за гуляющей публикой.
Печальные кариатиды.
Разумеется, симферопольская мифология не обходится без фантастических существ: химеры, грифоны, гаргульи водятся на здешних улицах.
Но это фасады, а если заглянуть во двор, можно увидеть такие живописные развалюхи прямо из девятнадцатого века.
Магнолия Суланжа цветет на фоне барельефов ранней советской эпохи, изображающих сбор винограда и украшающих здание Крымсовхозвинтреста. Кто сказал, что эклектика это плохо? Эклектика - один из основных методов сюрреализма. Я использую этот метод в своих текстах и вообще обожаю эклектику. Глядя на это фото, несложно понять, за что.
Пушкарь, Пушкинская, Пушка (улица Пушкина).
Это естественный цвет и освещение. Мне повезло. Луч заходящего солнца пробился сквозь облака и залил все вокруг розовым и перламутровым сиянием.
Немного ближе. Перекресток улиц Пушкина и Горького, "черная" аптека.
Опускается вечер.
Зажигаются фонари, променад преображается.
Возле здания русского драматического театра это выглядит так.
Время и место.