Нагльфар

Oct 24, 2010 09:41

Пространство пустеет, валятся в ряд столбы,
И сумрак предместий режут зарницы фар
Но бегство напрасно - сквозь туманы судьбы
Ко всем берегам Земли подходит Нагльфар,

Бесшумный как тень: их много, и он один.
Пустой взгляд Локи встречает Одина взгляд -
Так в северном море столкновение льдин
Высекает разряд. Впрочем, на кой же ляд

Тор молот берет, и Фрейя хранит мечты -
Ведь всем понятно, что дело - труба, кранты,
Что всех поберут безвременные менты.
Но ладно - боги, скажи-ка мне лучше - ты,

Украдкой глотая водку, дымя "травой",
Готов отсидеться в смрадном тепле норы,
Пока врага раздается победный вой,
И нечисть вторит, дождавшись своей поры?

Надежды в прошлом - не время ли дать ответ
И с жадностью пить, пока не погаснет взор,
Восторг отмщенья и звездный холодный свет,
И ярость боя, и ветер с далеких гор.

В чертогах неба готовят заветный пир -
Там боги играли в кости под птичий гам,
Но хоть и абсурден созданный ими мир,
Они уходят как подобает богам.

И вот Мундспеллия страшный огонь затих,
Умерило море полчищ йотунов прыть,
И что здесь было, запомнит лишь рунный стих,
Но, знаешь, не так уж важно днесь богом быть,

Ты будь мужчиной - сражайся и умирай
За ту, что тебя презрительно прочь гнала,
За ту, что тебе дарила запретный рай,
И будь уверен, что жертва твоя мала -

Ведь знаешь ты, что озеро через край
Свинцовой синью ненависти налилось,
Желая узнать, зачем отменили май,
Все чаще заходят в город медведь и лось.

Все чаще в саду деревья цветут зимой,
И губит бутоны снежная круговерть,
Все чаще толкует будущее немой,
Все чаще в свою постель приглашает смерть.

Храни для последней битвы свой чистый гнев,
Свой ясный разум и свой безупречный слог.
Пусть кровь превратится в песню прекрасных дев -
Не гнусным же гадам кровью платить налог.

Пусть вечно пылает пламя твоей любви,
Пока ты молод, тем более - если стар.
Глаза закроешь - и скажет тебе ти-ви:
Ко всем причалам уже подошел Нагльфар.

Октябрь 2010

Для тех, кто не перелистывал на досуге "Старшую Эдду" и не интересовался скандинавской эсхатологией, необходимо кратко пояснить некоторые имена и названия, встречающиеся в тексте:

Нагльфар - построенный из ногтей мертвецов корабль смерти, в конце времен прибывающий с запада и возвещающий о начале великой и безнадежной битвы, в ходе которой гибнут все боги и люди (Рагнарёк);
Один - верховный бог, символизирующий власть конунга;
Тор - бог и культурный герой, воплощающий мощь вооруженного народа, его магическое оружие - молот Мьёлльнир;
Фрейя - богиня любви, красоты и плодородия;
Локи - злокозненный бог-антагонист, который приводит Нагльфар из царства мертвых для борьбы с богами;
Мундспеллий - царство огня, расположенное на юге, оттуда для участия в последней битве богов и чудовищ прибывает огненное воинство;
йотуны - демонические великаны.

Вся эта мрачная история импонирует мне тем, что здесь нет никакой спекулятивной морали, никакого "высшего судии" и последующей раздачи "хорошим парням" уютных местечек в небесной канцелярии - все предельно жестко, страшно и честно. Боги несут ответственность за мир, который скатывается в пропасть - и они идут на бой, зная, что обречены. Иначе поступить они не могут, поскольку являются воинами, а долг воина - сражаться. Для них это уже вопрос не стратегии, а эстетики. Стихи - об этой эстетике, и еще о том, что в другой арийской философско-мифологической системе - индуизме - называют словом "дхарма".

Сегодня многим из нас такой подход к делу кажется первобытной дикостью, поэтому нами правят не воины, а торгаши, но остановить Нагльфар им тем более не под силу - тут не откупишься.

стихи, мифология, поэзия, мистика

Previous post Next post
Up