Немного детских воспоминаний, немного современной политики и хулиганский стишок - я праздную Хэллоуин.
Мне всегда нравилось это время. Начало поздней осени. Яркие краски, которым суждено так скоро померкнуть. Первое ледяное дыхание смертоносной зимы, таинственные призрачные туманы, окутывающие остывающую землю. Наполненные смутными голосами вздохи ветра, осыпающего листья с деревьев. Тепло домашнего очага, у которого можно устроиться с книжкой, повествующей о всяких чудесах и небывальщине.
Я с детства любил страшные сказки о привидениях. Восторг, охватывавший меня, когда я читал или слушал леденящие кровь истории о сверхъестественных деяниях всякой нечисти, не поддается никакому описанию. Разумеется, я обожал Гоголя, а позже открыл для себя Эдгара По. Меня привлекала во всем этом некая странная потусторонняя поэзия и еще - мучительно-сладостное ощущение какой-то невысказанной тайны, вполне соответствовавшее моим интуитивным представлениям о проницаемости границ мира.
Воспитываясь в атеистической семье, я был начисто лишен каких-либо установок, ограничивающих контакты с нечистой силой. Напротив, таких контактов я всячески искал, поскольку это было мне безумно интересно. Теперь затрудняюсь сказать, был это азарт юного исследователя или инстинкт врожденного грешника.
Едва ли я прямо так вот любил зло, но я совершенно точно любил ночь.
В ранние школьные годы, ничего не зная о Хэллоуине или Самайне, как называют этот праздник в кельтской традиции, я где-то обнаружил идею сооружения страшной рожи из обыкновенной тыквы со свечой внутри. Эта идея привела меня в полное исступление. С тыквой управиться казалось труднее, поэтому я приобрел арбуз размером с нормальную человеческую голову, выдолбил его изнутри, вырезал самый мерзкий оскал, какой только мог, зажег свечку - и дело было сделано. Не ограничиваясь этим, я расписал несколько листов ватмана портретами призраков, ужасными чернокнижными пентаклями (как я их себе представлял), а также изображениями нетопырей, пауков, змей и крыс. Эти художества я развесил на стенах своей комнаты, затем закутался в простыню, облил ее красной акварельной краской, долженствующей изображать кровь, и в таком виде бродил по дому до тех пор, пока не надоело.
Больше таких представлений я не устраивал, но этот опыт хорошо запомнил, он остался со мной навсегда.
В следующий раз я
отпраздновал Хэллоуин три года назад, и это была уже вполне осмысленная акция.
Сейчас празднование Хэллоуина для нас превратилось по сути в акцию гражданского протеста против политики правящего режима и его гадостных, навевающих нестерпимую тоску "традиционных ценностей", под которыми, по всей видимости, следует понимать раболепие перед властью, угодливость и чинопочитание.
На пике нынешнего "патриотического" безумия обнаглевшая воровская власть пытается запретить Хэллоуин, но прямо сделать это пока боится. Тем не менее, крымский руководитель Аксенов, выходец из рэкетирских девяностых, уже угрожает нам какой-то "моральной ответственностью".
Впрочем, не только веселый импортный карнавал подвергается нападкам местных чиновников. Похоже, они вообще намерены жестко регламентировать жизнь общества, пресекая любые попытки самостоятельных и нестандартных решений.
Например, услаждавшие мои взоры во время прогулок вдоль набережной Салгира верховые процессии, о которых я
рассказывал совсем недавно, вызвали раздражение главы администрации Симферополя Бахарева (не сомневаюсь, худшего симферопольского градоначальника за всю историю этого места), и он
распорядился снести строения, в которых содержатся лошади.
Это варварство выглядит особенно циничным на фоне того поистине угнетающего зрелища, которое представляет собой сегодня Симферополь - массовая вырубка деревьев, превратившая наши некогда тенистые бульвары в скучные пыльные улицы, хамская хаотичная застройка, задавившая уродливыми халабудами очарование старинной архитектуры и громоздящая элитное жилье в уютных общественных парках, кошмарные автомобильные пробки, превратившие сообщение между разными районами в трудноразрешимую задачу, отравляющие атмосферу выхлопными газами и крадущие уйму драгоценного времени. Городу мешают не лошадки, а частный автотранспорт, движение которого по центральным улицам необходимо ограничить до тех пор, пока не будут построены способные решить проблему развязки и эстакады. Их можно было бы начать строить уже сейчас, если отказаться от реконструкции центра Симферополя, а также других масштабных и ненужных проектов, позволяющих, как подозревают многие горожане, бесконтрольно "распиливать" и воровать бюджетные средства.
Борьба с Хэллоуином и лошадками нужна крымским чиновникам исключительно для того, чтобы продемонстрировать Кремлю свою лояльность, преданность генеральной линии и бурную деятельность. Авось и не заметят кураторы тотальной коррумпированности, бездарности и полной некомпетентности местной власти. Их надежды вполне оправданы потому, что в Кремле засели такие же.
Крымские общественники, пытающиеся бороться против местной власти, уповая на Кремль и Путина, выглядят по меньшей мере наивными. Ну, приезжал недавно Путин в Ялту, лепетал какую-то чушь - и что толку? Ни одна из реальных крымских проблем не была даже озвучена. И завтра ничего не изменится, если мы будем продолжать молчать в тряпочку.
Трусливая политика Кремля в украинском вопросе и строительство моста сулят Крыму только стагнацию и полный упадок. Крыму необходима большая Новороссия и сухопутный коридор, соединяющий его с материком. А еще Крыму необходима свобода и современная европейская цивилизация, а не "традиционные ценности" и дебильный Николай Второй - иначе мы полностью растеряем интеллектуальный потенциал и утратим всякую конкурентоспособность.
Поэтому бороться нам следует против путинского режима в целом - так же, как мы боролись против украинских бандерлогов. И налаживать связи с другими российскими оппозиционными движениями. Хватит изображать из себя маразматических патриотов с отключенными мозгами. Пора вспомнить о том, что говорил П. Я. Чаадаев, совершенно справедливо предупреждавший Россию своего времени о роковых ошибках, которые привели ее к трагедии Крымской войны:
Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, со склоненной головой, с запертыми устами. Я нахожу, что человек может быть полезен своей стране только в том случае, если хорошо понимает ее; я думаю, что время слепых влюбленностей прошло, что теперь мы прежде всего обязаны родине истиной.
Я люблю мое Отечество, как Петр Великий научил меня любить его. Мне чужд, признаюсь, этот блаженный патриотизм, этот патриотизм лени, который умудряется все видеть в розовом свете и носится со своими иллюзиями.
"Мы прежде всего обязаны родине истиной", и эта обязанность требует от меня объяснить смысл "традиционных ценностей", ядовитые миазмы которых источает в последние годы Кремль.
Эта пакость гораздо опаснее любых "тлетворных" влияний Запада. Я не идеализирую современное западное общество - оно столь же мертво, как и наше. Однако наработанные там принципы цивилизации структурируют и поддерживают его, позволяя мировой культуре сохраняться хотя бы во внешних проявлениях, что дает надежду на новое возрождение, тогда как у нас в этой важнейшей сфере, определяющей мировоззрение и, как следствие, социальное устройство, наблюдается быстрый и решительный распад.
Мы даже не осознаем того, насколько быстро деградируем в культурном смысле. Нам абсолютно нечем кичиться перед Западом. Их мир со всем своим культом потребительства и внутренней пустотой в любом случае выглядит гораздо привлекательнее - как элегантный европейский вампир в сравнении с нашенским доморощенным упырем.
А это значит только одно - цивилизационное противостояние мы проигрываем.
Мы не можем предложить им веселого праздника непослушания наподобие Хэллоуина. Мы не креативны, поскольку всякая инициатива у нас жестко подавляется. Мы ничего не позволим себе сделать без разрешения гражданина начальника. Таковы наши "традиционные ценности".
И этим все сказано.
Но административная элита России, хранящая "все нажитое непосильным трудом" в западных банках и отправляющая свое потомство получать образование в учебных заведениях Европы и США, никаким цивилизационным противостоянием ничуть и не обеспокоена, ее волнует исключительно собственное благополучие. Чекисты и бандиты, дорвавшиеся до власти лишены воображения, поэтому они решили действовать по аналогии, воспроизводя в двадцать первом веке общественные отношения старорежимной царской России с ее протухшей идеологемой и архаичным сословным общественным устройством. Отсюда "хруст французской булки", Колчак, гундяевщина и все прочие дела. Разумеется, себя они видят новыми дворянами, а всех остальных - своими холопами. Перед ними стоит задача убедить всех нас в том, что так и должно быть. Для этого и нужны "традиционные ценности".
Потому что научить эти "ценности" способны только одному - бессловесному подчинению.
Тем, кто готов добровольно заделаться холопами чекистов и бандитов, мне больше сказать нечего, а прочим поясню - "традиционные ценности" подразумевают преклонение перед фетишами власти, государства, народа, семьи, спекулятивной морали и не менее спекулятивного "общественного мнения", которые являются оковами, сдерживающими свободное развитие творческой личности, то есть нормального человека. Всерьез поверить в эту чушь означает стать рабом условностей, а затем и просто рабом. Это не способ объединения свободных людей для решения общей задачи, это способ оболванивания крепостных.
Характерно то, что эти фетиши представляют собой симулякры, пустые лозунги, не имеющие ничего общего с обозначаемым. В действительности, как все мы знаем, семьи очень разные, да и народ далеко не одинаковый. Как говорил один из персонажей Платонова, "без меня народ неполный". Марширующие в ногу толпы одинаковых покорных мутантов существуют только в воспаленном воображении гражданина начальника. Кстати, государства тоже бывают всякие - отлаженный государственный механизм, помогающий обществу тактично и грамотно решать организационные вопросы, совсем не похож на тираническую власть шайки негодяев, поднявшихся за счет других и решивших, что их жизнь удалась.
Так что относиться ко всем этим вещам следует без лишнего пафоса, дифференцировано, с различением. И очень внимательно смотреть, кто и на что вас подписывает, выкрикивая слова "родина", "народ" и "патриотизм".
С теми, кто сейчас выкрикивает, полагаю, все уже ясно. Вопрос только в том, как их оттуда сковырнуть.
Я думаю, что сейчас пришло время начинать трясти власть по всем направлениям. И если говорить о том, чем могут помочь деятели культуры и искусства, то их мишенью, на мой взгляд, должны стать вот эти самые "традиционные ценности".
Наркотики, секс, оккультизм - вот великая триада направлений качественного троллинга любителей "традиционных ценностей". В своем творчестве я стремлюсь непременно использовать каждое из них. Я считаю необходимым расширять границы дозволенного, отстаивая свободу человеческой мысли и воображения. Грамотное кощунство, изысканное издевательство развеивают дурацкий пафос официальной пропаганды, а классический слог, дерзкий гедонизм и презрительный тон, совершенно недопустимые для представителя социальных низов, взламывают выстраиваемую новой элиткой иерархию.
Но есть еще одно направление, которое пугает элитку и ее приверженцев сильнее всего. Это направление социального протеста, до обидного мало представленное в нашей современной культуре. Конечно, тут нам сильно подгадил киевский майдан, отравивший здоровую идею народного бунта против рэкетира Януковича и ОПГ "Партия регионов" гнилым духом примитивного национализма и русофобии. Но этот парадокс нам необходимо осознать и преодолеть, тем более, что через год мы будем отмечать столетнюю годовщину совсем другого события.
Trick or treat ("неприятность или угощение") - классический прикол Хэллоуина. Дети, одетые в карнавальные костюмы скелетов, зомби и вампиров, ходят по домам и, произнося эту фразу, выпрашивают конфеты или мелочь. Что-то вроде наших колядующих. Смысл фразы заключается в том, что в случае отказа нечисть, которую представляют в данном случае дети, может как-то отомстить дому и его обитателям.
Я подумал о том, что в нынешний Хэллоуин было бы неплохо попросить наших руководителей дать нам возможность пожить без оглядки на "традиционные ценности", а им самим убрать подальше свои претензии на "новое дворянство". От греха.
Trick or treat
Мы не просим о многом, но в шуме и гаме
Подлый мир с каждым днем все печальней и суетней.
Покурить анаши, пошутить над богами -
Просто дайте пожить нам, пока вы воруете!
Я скажу вам, ханжи, невзирая на лица -
Слог высокий не вяжется с кознями низкими.
К вам наверное скоро придет дьяволица
С богородицы ликом и блядскими сиськами,
Со змеиным хвостом, исходящим из места,
Где обычно видны ягодиц полукружия.
У народа сегодня такая невеста -
Пусть прочтет приговор и достанет оружие,
И задумчиво молвит, с доски все сметая,
Ваши головы коцая, пулями буцая:
"Извините, братва - я, увы, не святая,
И совсем не цветная, но я - революция!"