Судьба фрески из крепости Чембало

Mar 04, 2015 13:54



Изображение кликабельно

Сегодня я хочу рассказать о чудом сохранившейся фреске несуществующего уже много столетий православного византийского храма.
Фреска была обнаружена в 2004 г. сотрудниками Государственного Эрмитажа во время археологических раскопок Южно-Крымской экспедиции на территории генуэзской крепости Чембало, мощные башни которой и сегодня возвышаются на горе Кастрон в Балаклаве над входом в извилистую бухту Символа.
О крепости XIV - XV веков в другой раз - я там, кстати, вскоре собираюсь в очередной раз побывать - а с фреской история вот какая. Нашли ее в своеобразном тайнике, небольшом углублении в углу внутреннего дворика предвратного укрепления - барбакана. Углубление оказалась заполнено фрагментами известковой штукатурки с сохранившимся живописным слоем. Реставраторам предстояло собрать сложнейший пазл, предварительно тщательно очистив все уцелевшие фрагменты и уложив их на клеевую основу.
Все храмы крепости Чембало давным давно разрушены, в стрельчатом проеме какого из них некогда находилась фреска - неизвестно.
В настоящее время фреска Богоматери Одигитрии украшает экспозицию Средневекового отдела музея в Херсонесе Таврическом.

Специалисты датируют фреску из Чембало XIV столетием - это время расцвета палеологовской школы в Византии и проторенессанса в Италии. Художественные тенденции двух ярчайших средиземноморских школ живописи того времени гармонично переплетаются в манере письма ее неизвестного автора.
Основу населения Чембало составляли местные православные греки, носители византийской культурной традиции, а сама крепость принадлежала республике Генуя и управлялась генуэзским консулом. На кораблях сюда прибывали латиняне - купцы, авантюристы, воины, ремесленники.
Были среди них, конечно, и художники.
Глядя на эту фреску, легко представляешь себе беседу константинопольского монаха-иконописца с последователем Джотто. Не вместе ли они работали над этим замечательным произведением, очень красивым по цвету, покоряющим безупречной линией рисунка, изящным контрастом больших цветовых пятен и тонкой детализации, характерной для треченто (достаточно вспомнить хотя бы сиенского мастера Симоне Мартини).
Изображение предстает перед нами исполненным неожиданного движения - словно спонтанно возникшего живого человеческого чувства, заставляющего Младенца нарушить канон, предписывающий ему располагаться на изображении Богоматери Одигитрии строго анфас. Это чрезвычайно интересный ренессансный жест художника, как будто желающего сказать нам о том, что любовь важнее канонов и условностей. Мы ненадолго вместе в этом мире, и нам нужно успеть сказать друг другу о ней несмотря на все строгости обряда.
При этом фреска выполняет свою религиозную функцию, оставаясь мистическим окном в Запредельное, но зритель ощущает, как чистое ледяное дуновение, льющееся из этого окна, во внутреннем пространстве храма согревается душевным теплом и высокой печалью человеческого опыта.

Продолжением упомянутого жеста неизвестного художника, создавшего фреску, мне представляется жест ее неведомого спасителя.

Я думаю, что дело было летом 1475 года. Вообще-то на протяжении XIV - XV веков Чембало не раз брали штурмом - и хан Джанибек, и деспот Феодоро Алексей, и кондотьер Карло Ломеллино. Но только сокрушительная поступь войск Османской империи, которыми командовал великий визирь Гедик Ахмед-паша, означала для христианского населения капитанства Готия катастрофу полную и окончательную.
Представьте себе ситуацию - осажденная сильным неприятелем крепость, прижатая к морю и окруженная головокружительными обрывами. Бой вокруг привратных башен, сумятица и паника внутри. Чувство обреченности. Ворвавшиеся в крепость воины не будут щадить никого - они не понимают и поэтому ненавидят мир ее обитателей. Те, кто не способен сражаться, погружены в молитву в храмах, которые вскоре будут подожжены и подвергнуты поруганию. Купцы инстинктивно стараются припрятать презренный металл, в тщетной надежде когда-нибудь за ним вернуться, хотя все понимают, что впереди лютая смерть или тяжкое рабство. А в это время кто-то бережно снимает со стены слои хрупкой штукатурки, и стараясь не повредить покрывающей их драгоценной живописи, складывает фрагменты в импровизированный тайник.
О чем думал этот средневековый ценитель искусства? На что надеялся? К кому было обращено его замурованное послание?
Возможно, в начале XXI века оно нашло своего истинного адресата.

Судьба многих памятников искусства драматична и удивительна.
У них есть свои рыцари и ангелы-хранители - археологи, искусствоведы, реставраторы, сотрудники библиотек и музеев. Есть поклонники - как искренне восхищенные смыслом эстетического сообщения, переданного из глубины веков, так и равнодушные, подталкиваемые снобистским лицемерием. Но есть и враги.

Такими врагами, понятное дело, прежде всего являются вандалы, именуемые так по названию недоброй памяти германского племени, представители которого были замечены за бессмысленным уничтожением великолепного наследия эллинистической культуры Древнего Рима.
В наши дни человечество столкнулось лицом к лицу с новым вандализмом - массовым, вооруженным современными средствами разрушения, идейно обоснованным, имеющим систематический характер. Талибы, взорвавшие древние гигантские изваяния Будды, сменяются изуверами ИГИЛ, громящими уникальные коллекции музеев Ирака и Сирии. Нацистское зверье, разгулявшееся на Украине, методично сжигает или подвергает прицельному артиллерийскому обстрелу православные храмы, крушит памятники советской эпохи.
А участившиеся пожары в крупных библиотеках? Я понимаю - конечно, случайность.

Все эти новые вандалы - жертвы направленной идеологической мутации, результат бесчеловечного эксперимента, проведенного специалистами из цитадели доллара и демократии.
Мерзости, управляющей сейчас Западом и стремящейся к глобальному господству, необходимо стереть коллективную память человечества. Отформатировать диск. Только выполнив это условие, они могут приступать к окончательной установке системы тотального контроля, структурирующей общество в марширующие отряды биологического материала, используемого прагматичными хозяевами в собственных интересах.
Никакой конспирологии, ребята, просто следите за руками. Рабочие испытания элементов этой системы идут полным ходом, причем совершенно открыто. Распространение коллективного помешательства среди населения Украины происходило на ваших глазах, и вы не заметили ничего странного? Не уловили точных движений сильного и безжалостного противника?

Тем не менее, противодействие наступающему безумию возможно, и главной базой сопротивления, конечно, является мировая культура во всем ее богатстве и разнообразии, во всех ее головокружительных парадоксах, крышесносной эклектике и взрывных противоречиях. Культура и цивилизация, историческая память и способность к творчеству - это вещи, которые нам нельзя терять ни при каких обстоятельствах.
Разумеется, наблюдая окружающий цирк, иногда хочется плюнуть на все.
Но когда становится совсем тошно, я вспоминаю о человеке в осажденной крепости, держащем в руках пластинки штукатурки, покрытые красочным слоем. И о реставраторе, который через пять столетий собирает эти фрагменты воедино, воскрешая утраченный образ.
Не знаю, почему, но это помогает.

культурология, Византия, живопись, история

Previous post Next post
Up