Вальпургиева ночь 2013, или Право на кощунство

Apr 27, 2013 17:47



Этот пост мне захотелось проиллюстрировать репродукциями двух картин замечательного русского художника Константина Сомова (1969 - 1939), в творчестве которого получили своеобразную ироничную и одновременно лирическую интерпретацию классические темы карнавала, инфернальной мистики и галантной эротики.

Итак, ночь с 30 апреля на 1 мая, как известно, не простая - Вальпургиева. Шабаш ведьм, весенний бал Сатаны, канун древнего языческого праздника, известного под кельтским названием Белтайн. Ранее я уже рассказывал о своем понимании Вальпургиевой ночи как культурологического феномена. Но это было сказано четыре года назад, и перечитывая этот текст сейчас, я категорически не могу согласиться с одной фразой, которую счел необходимым произнести тогда. Вот эта фраза: "Православному миру ценой крайнего напряжения духовных и материальных ресурсов до сего дня удавалось устоять в истине".

Теперь стало очевидным - не удалось. И символом окончательного падения стала история с Pussy Riot - хотите смейтесь, хотите нет. Вот в новостях мелькает: Надежде Толоконниковой, одной из участниц этой панк-группы отказано в условно-досрочном освобождении, а это означает лишь то, что современный "синедрион" со мной согласен.
Я не намерен обсуждать адекватность и художественные достоинства акции, осуществленной Pussy Riot - это была провокация, а в случае с любой провокацией важнее всего та реакция, которая на нее последует. Именно по реакции можно судить, достигла провокация цели, или нет. Так вот, стрела, пущенная амазонками, на сей раз угодила в "яблочко" - более гнусных проявлений баттхерта, чем те, что были продемонстрированы в Интернете разнообразными путинистами и клерикалами, я не припомню. Стало ясно - и светской, и духовной власти нынешней России можно смело адресовать диагноз, поставленный некогда Уильямом Берроузом западному обществу: "Ваша болезнь безнадежна, сэр, и отвратительна". Впоследствии этот диагноз был подтвержден законопроектами о запрете использования мата в СМИ (а фактически - в литературных произведениях, попадающих в печать) и о защите "чувств верующих", а также многими другими дикими новшествами.

В чем причина столь нелепого и проигрышного с точки зрения имиджа идеологического выбора россиянской "элиты", сделавшей ставку на воинствующий антиинтеллектуализм, традиционалистский китч и ограничение личных свобод граждан? Понятно же, что взятый курс неизбежно приведет ее и к международной изоляции, и к будущему столкновению уже не с "потешными полками" "белоленточников", а с новой, совершенно серьезной оппозицией. Этот вопрос не давал мне покоя, и я не мог на него ответить до тех пор, пока не понял свою ошибку - я преполагал наличие аналитических способностей у людей, которым они не присущи.
Боюсь, все слишком просто. Дело в том, что король начинает потихоньку понимать не только то, что он голый, но и то, что этот прискорбный факт, возможно, уже отмечают другие. И не только подданные, но иностранные коллеги тоже. Хуже того, по ходу выясняется, что он не только голый, но и глупый, жадный, плюгавый, гаденький человечишко, озабоченный не судьбами страны и мира, а исключительно личными дивидендами, который он получает, используя свою власть. Король нервничает, злится, у него возбуждается геморрой. Руководствуясь чиновничьим инстинктом, он прибегает к дисциплинарным мерам в надежде заставить умолкнуть тот презрительный смех, что слышится ему повсюду. Поэтому напыщенный идиотизм официоза будет нарастать и дальше под велеречивые разговоры о том, насколько идет русской советской цивилизации смирительная рубашка традиционализма.

В этих условиях для всех изгоев, не вписывающихся в "авраамическую" традиционалистскую схему, для всех свободных людей, привыкших думать, говорить и смеяться без оглядки на "служителей бога", которые в реале обслуживают олигархический режим и помогают расхитителям советского наследия справлять их идеологические нужды, великий дьявольский шабаш Вальпургиевой ночи обретает особое значение.
Это наш языческий праздник Весны и пробуждения природы, альтернативный ближневосточной Пасхе.
Это возможность отстоять свое право на кощунство, без которого немыслима настоящая духовная свобода.
Я ни в коем случае не призываю к совершению актов вандализма - напротив, я призываю к пробуждению осознания. Вместо того, чтобы плясать в чужих храмах, нам необходимо построить свой. Храм Карнавала, он же - Храм Веселья Отчаянья.

Слава, слава тебе, Сатана, в вышине,
Где ты правил, и слава тебе в низине,
Где царишь ты теперь, погружённый в мечтанья.
Сделай так, чтоб с тобой я под древом познанья
Отдыхал, а оно над моей головой
Новым храмом шатёр свой простёрло живой!

Шарль Бодлер "Литании Сатане", перевод В. Алексеева

Несмотря на всю сатанинскую атрибутику, Вальпургиева ночь - это прежде всего языческий карнавал, суть которого ужасает прикормленных властью святош и фетишистов, зато ничуть не противоречит этическому учению Христа. Впрочем, о Христе я скажу чуть позже - стихами.

А пока - аллегория от Константина Сомова:


Вальпургиева ночь, язычество, культурология

Previous post Next post
Up