Миграция в Сибирь стартовала 11 октября. Но прежде мне нужны были попутчики. Сами понимаете, смельчаков в друзьях мало, и махнуть пассажиром авто 4000 км это вам не в Люберцы метнуться.
На помощь в таких случаях обычно приходят родственники. Родная мама согласилась сопроводить меня в дальние края и частично разделить водительские обязанности. Был у меня и третий пассажир - коренной гражданин Шотландии, Хью Грант (хотя Грантом я его называл для пущей важности). Хью приехал посмотреть Россию в качестве туриста. Однажды вечером за стаканчиком «Известной Куропатки» мы вскользь предложили Хью прокатиться по стране и познакомиться с культурными традициями. Он одобрительно замахал головой и даже похвастался, что пару раз ездил в дальние автопутешествия из Шотландии в Англию. По карте я нарисовал клубок в 3 500 км и тут мой шотландский вислоухий вдруг решил, что я шучу. Засмеялся, и поднял стакан виски за то, чтобы автомобиль был комфортабелен и надежен.
«Не ссы, не Титаник конечно, но зато доедем», я одобрительно похлопал интуриста по плечу. Хью вдруг сразу погрустнел и закурил, и позже я понял почему.
12 апреля 1912 года из английского Саутгемптона в сторону США вышло судно «Титаник» с пассажирами на борту. На это же судно, судя по фильму, пробился и талантливый Дикаприо, но сейчас не об этом. Первым классом, со шлюхами, блэкджеком и прочими гавайскими радостями на пароходе ехал Bruce Ismay, президент компании White Star Lines. Той, что и построила «Титаник».
В фильме Камерона его играет Джонатан Хайд. С усами, но не Боярский. По фильму он нещадно кочегарит британскую посудину для того, чтобы прибыть в Америку раньше назначенного времени и поставить рекорд, в результате чего «Титаник» не успевает затормозить перед айсбергом. А еще этот персонаж подсрачниками выгоняет женщин, детей и обездоленных из последней шлюпки, и присев на весла, гребет в светлое будущее.
Правнук этого усатого прототипа и есть наш Хью. И семья Хью до сих пор судится с проклятыми кинематографистами за честное имя своего предка. В действительности все происходило иным образом, и Хью нам это доказал, приведя кучу аргументов и доводов. Но, к сожалению, я не настолько хорошо понимаю шотландский английский, чтобы вам это все пересказать, а по-русски он знает только «туалет» и «ненадо больше водки».
День первый
Я проснулся в 5 утра, принял душ, и попрощался с квартирой, которую уже начинал признавать тем местом, что называют «домой». Я упаковал вещи в авто и надеюсь выехать пораньше и преодолеть как можно больше километров до темноты.
Мои сожители прибыли только к двум часам, а вещей оказалось столько, будто переезжают все трое, а не я один. В багажник пакеты трамбовали буквально ногой + осталась гора тюков в салон. В итоге Хью ехал сзади, как грузчик на «деликатных переездах», который едет и держит в кузове «Газели» хозяйские серванты, чтобы не опрокинуть.
Как я искал дорогу? Всем говорил, что по звездам, но на самом деле по навигатору. Бюджетный Digma с навителовскими картами отлично знает дорогу и вовремя палит, если сбился с пути. А для Хью мы купили красочный атлас с картинками, чтобы он мог на контурных картах отмечать движение Ермака в Сибирь. Кстати тогда же он прикинул масштаб, подкалькулировал, что лентой в 3 500 км можно десяток раз обернуть все соединенное королевство и понял что я не шутил.
Первым днем я покрыл километров 600. И 400 км это дорога в Казань через Чебоксары, а остальные две сотни это поиск мотеля на дороге. Участок Казань - Набережные Челны активно ремонтируют и вся дорожная инфракструктура оказалась временно вне игры. Дорожники разрыли средневековый ров по правой стороне дороги и отрезали все заправки, харчевни и мотели.
В итоге остановились в первом же мотеле KaraMai. Снаружи кстати он выглядит лучше, чем внутри. За девять сотен за люкс можно получить душ в номере, телевизор и продавленную кровать.
День второй
Участок М7 Казань - Набережные Челны - Уфа пожалуй самое то, чтобы возить интуристов автопутешествиями по нашей стране. Ровные возделанные поля, идеальные коровки вдоль дорог, и даже крепкие, выкрашенные в один цвет дома в деревнях. Ближе к Башкортостану начинаются нефтяные журавлики на полях вдоль дорог. Разворот журнала «Унылый быт олигарха».
Дорога тоже впорядке, можно смело набирать 150 и скидывать только по сигналу встречных фар. Кстати насчет движения вышел спор. Шотландский колли гость утверждает, что от природы в человеке заложено движение по левой стороне дороги, а правосторонний движняк это новшество коротышки Наполеона. В пример он привел даже тот факт, что на лошадь принято залезать именно с левой стороны. Не знаю, откуда на коня запрыгивают удалые татары, но на повозке их тянет к центру дороги. Будьте начеку.
После Уфы снова начинается Россия. Деревни принимают обычный унылый вид, а дорожники продолжают грызть покрытие. Трасса М7 сменяется на М5 и в направлении на Челябинск равнину сменяют Уральские горы. Идеально было бы подгадать и проезжать этот участок пока светло, но я не подгадал.
Движение довольно оживленное и вечный ремонт дорог создает пробки. В городе Сим, например, ремонтируют мост, который, судя по состоянию, бомбили еще во вторую мировую. Пробка на десяток километров. А еще одна пробка на подъеме, где офицеры ловят любителей обогнать. Тут попалась и моя матушка, за обгон самоходной повозки с арбузами, но все обошлось. «Bribery детектед», объяснил я нашему заморскому гостю.
Дальше 200 км опять искали мотель, но вдоль дорог только лотки с рациями, двд и надувными бассейнами.
Остановились в гостинице «Три мушкетера». Это идеальный вариант, потому как на пару сотен км в любую сторону альтернативы все равно нет. 450 рублей за одноместный карцер с кроватью и тумбочкой, зато сносный харч, концептуальный дизайн и близость к горной природе.
Задний дворик отеля.
День третий
Утренний Урал - это прекрасно. Местность и так крайне брутальна, а в утреннем антураже выглядит нереально по-марсиански.
Стелла "Европа - Азия" на Урале
Под Челябинском отвалился GPS и я правил по солнцу и по грузовикам с курганскими и омскими номерами. Суровый Челябинск обходится снизу и открывается финишная прямая на Казахстанскую границу. Степями дорога ведет к Кургану, а дальше к границе в Петухово.
На объездной Кургана я не мог не посетить наше
прошлогоднее место отдыха - голубые озера. Тогда волею судьбы и просроченного паспорта мы проторчали тут неделю и вернулись обратно в Нижний. Кстати тут же находится самый атмосферный придорожный гаштет - трактир «У охотника». Борщ подается, как и положено, с куском сала, пучком лука и помпушкой. Пельмени вертят сами, добавляя собаку баранину, а кофе варит свой специально обученный бариста.
Единственная проблема любых, даже самых шикарных придорожных заведений - туалет. Это всегда деревянное «очко» на улице. Хью не выдержал и взбунтовался «Вы, русские, первыми запустили человека в космос, а туалеты построить не можете».
Перед границей с Казахстаном резко берем на cевер в направлении Тюмени. Можно, конечно, проехать и Казахской дорогой, но Назарбаев не любит иностранных безвизовых посетителей с ящиком виски в багажнике.
Трасса Тюмень - Омск, начиная с Ишима - это кромешный ад. Самый убитый участок всей дороги от Нижнего до Барнаула. Где-то даже встречаются неасфальтированные отрезки. Кроме того, есть ощущение, что все 400 км дорога идет вниз и Омск располагается в яме. Я поначалу грешил на иллюзию и наебку природы, но когда на отдельных участках уклон стал настолько крутым, что дорожники нанесли забавную разметку, поверил.
Жест Аршавина. Перед крутыми поворотами на спусках омские дорожники многократно наносят такую разметку. Я так и не смог объяснить шотландцу почему на спуске надо вдруг помолчать.
Омская объездная идет частично через город и иногда непонятно либо это федеральная трасса, либо ты, блять, в шиномонтаж в гаражи записался и ищешь.
На выезде из Омска третья ночевка - мотель «Западноевропейский». Самое приличное из того, что я видел на дороге. А если прикинуть хрен к носу и цену в 600 рублей за 12 часов сна, то это подарок небес. Отличная кухня, туалеты, душевые и бильярд на этаже.
После трудного дня мы с Хью присели за бутылочку шотландского виски. Я, дабы блеснуть воспитанием, сделал коктейль виски-лед-кола. Шотландец покривился и сказал, что я долбоеб, и он не позволит мне больше мешать эту хуйню с благородным напитком. Конечно, он сказал не так, но если бы он знал как по-русски «позволить» и «благородный» то это звучало бы именно таким образом. На том и порешили, что с колой можно мешать белую лошадку, ред лейбл или чивас ригал, а шотландское благородное пойло можно разбавлять только чистейшей ключевой водой.
День четвертый
Омск - Новосибирск это самая унылая дорога, которую я когда-либо видел. Семь сотен километров болотных степей без населенных пунктов, и каких бы то ни было ориентиров. Каждые 50-70 км заправка с харчевней, а офицеры встречаются только на последних двухста верстах. Качественная дорога, отсутствие ГИБДД и вялый трафик позволяет сильно разогнать авто и сократить время в пути. Главное чтобы кто-то постоянно тыкал в сраку, чтобы не задремать от разнообразия пейзажей.
Спасибо навигатору - проложил путь через сам Новосибирск, сука. В этом праворуком рае ни дорог, ни разметки, ни культуры вождения. Подвеска страдает больше чем за все время пути.
А последний отрезок Новосибирск - Барнаул… да даже сказать нечего. Проехал и забыл, все там нормально.
И поскольку у нас тут познавательная педерача то приведу цифры и статистические показатели:
Время в пути 82 часа включая ночевки, пожратушки и рок-н-ролл.
Расстояние 3 300 км.
Затраты на бензин 4 500 рублей, 95е топливо.
Офицеры ГИБДД ни разу не потревожили наш покой, за исключением материальной поддержки на Урале. Автомобиль тонированный, оснащен ПТУ-ксеноном и имеет номерные знаки 52-го региона.