Наука и теология

Jun 30, 2014 00:44

Данная статья является измененным вариантом статьи, поданной на конференцию «Лженаука в современном обществе», прошедшую 27-28 июня в Санкт-Петербурге. Данный обзор не столько направлен на критику теологии (хотя без этого не обойтись), сколько пытается рассмотреть интересные научные публикации и направления на стыке науки и теологии.


Read more... )

теология, наука, лженаука, религия, мидихлорианы

Leave a comment

scinquisitor June 29 2014, 21:47:00 UTC
“Each religion makes scores of purportedly factual assertions about everything from the creation of the universe to the afterlife. But on what grounds can believers presume to know that these assertions are true? The reasons they give are various, but the ultimate justification for most religious people’s beliefs is a simple one: we believe what we believe because our holy scriptures say so. But how, then, do we know that our holy scriptures are factually accurate? Because the scriptures themselves say so. Theologians specialize in weaving elaborate webs of verbiage to avoid saying anything quite so bluntly, but this gem of circular reasoning really is the epistemological bottom line on which all 'faith' is grounded. In the words of Pope John Paul II: 'By the authority of his absolute transcendence, God who makes himself known is also the source of the credibility of what he reveals.' It goes without saying that this begs the question of whether the texts at issue really were authored or inspired by God, and on what grounds one knows this. 'Faith' is not in fact a rejection of reason, but simply a lazy acceptance of bad reasons. 'Faith' is the pseudo-justification that some people trot out when they want to make claims without the necessary evidence.

But of course we never apply these lax standards of evidence to the claims made in the other fellow’s holy scriptures: when it comes to religions other than one’s own, religious people are as rational as everyone else. Only our own religion, whatever it may be, seems to merit some special dispensation from the general standards of evidence.

And here, it seems to me, is the crux of the conflict between religion and science. Not the religious rejection of specific scientific theories (be it heliocentrism in the 17th century or evolutionary biology today); over time most religions do find some way to make peace with well-established science. Rather, the scientific worldview and the religious worldview come into conflict over a far more fundamental question: namely, what constitutes evidence.

Science relies on publicly reproducible sense experience (that is, experiments and observations) combined with rational reflection on those empirical observations. Religious people acknowledge the validity of that method, but then claim to be in the possession of additional methods for obtaining reliable knowledge of factual matters - methods that go beyond the mere assessment of empirical evidence - such as intuition, revelation, or the reliance on sacred texts. But the trouble is this: What good reason do we have to believe that such methods work, in the sense of steering us systematically (even if not invariably) towards true beliefs rather than towards false ones? At least in the domains where we have been able to test these methods - astronomy, geology and history, for instance - they have not proven terribly reliable. Why should we expect them to work any better when we apply them to problems that are even more difficult, such as the fundamental nature of the universe?

Last but not least, these non-empirical methods suffer from an insuperable logical problem: What should we do when different people’s intuitions or revelations conflict? How can we know which of the many purportedly sacred texts - whose assertions frequently contradict one another - are in fact sacred?”
― Alan Sokal

Reply

konevin June 29 2014, 22:20:56 UTC
У меня гораздо короче о том же. Добавлю, что наука,как таковая, появилась и вышла из теологии,и именно тогда отцы церкви разделили науку и религию и появились первые университеты.Раздел интересов как бы.К примеру, когда Галилей подал свою книгу на цензуру церкви,как тогда полагалось,они не нашли там никакой крамолы, ведь дело касалось КАК там устроено, а не КТО и ПОЧЕМУ это устроил.И лишь публикация ученика Галилея о его книге с нападками именно на Бога,привела к известным последствиям.
Ньютон был глубоко верующим человеком и после своих основных работ,посвятил жизнь доказательству существования Бога.
Дарвин был искренне глубоко верующим человеком и никогда не поднимал лапу на нечто подобное вере или религии.
Разные области знания и веры.Собственно сознательного и безсознательного.В принципе и это разделение условно в силу работы мозга. МЫСЛЬ НЕВЫРАЗИМА СЛОВАМИ.Моё сознание ограничено моим языком...но только не для меня самого.Проблема-коммуникация,передача знаний или мыслей другому.Поэтому следует различать КАНАЛЫ НАБЛЮДЕНИЯ и КАНАЛЫ КОММУНИКАЦИИ сознания здорового мозга.

Reply

scinquisitor June 29 2014, 22:56:13 UTC
Мне кажется, что Вы не ответили на критику, которая предложена в цитируемом мной фрагменте.

Вера и знание это не разные области. Вера - это просто когда нет хороших аргументов. Вот и все.

Что касается Дарвина, то он все-таки был агностиком в конце жизни. В начале да - верующим.

Darwin continued to play a leading part in the parish work of the local church,[13] but from around 1849 would go for a walk on Sundays while his family attended church.[14] Though reticent about his religious views, in 1879 he responded that he had never been an atheist in the sense of denying the existence of a god, and that generally "an Agnostic would be the more correct description of my state of mind."[7] He went as far as saying that "Science has nothing to do with Christ, except insofar as the habit of scientific research makes a man cautious in admitting evidence. For myself, I do not believe that there ever has been any revelation. As for a future life, every man must judge for himself between conflicting vague probabilities."[15]

Reply

konevin June 30 2014, 04:48:12 UTC
Нет это вы всё ещё не понимаете-
1. ВЕРА и ЗНАНИЕ таки области сознанния.Этим заниматся нейросайнс,только не в популярных изданиях. К примеру буддийские монахи или люди искренне верующие обладают не только целительными способностями но и предсказывают будущее и т д ,но именно к НАУКЕ(т е построенению моделей, эксперименту и нахождению неких отношений между умственными объектами в малом куске нашего мира с целью апраксимации и экстранолирования на большие куски этого мира.Наука -это практические результаты в первую очередь,жотя чистая математика уже вплотную подходит к теологии и вере,именно отрицая практические результаты.
2.Отношение Дарвина к религии,не к вере,всегда было таким.Вера-источник религии,религия-скорее ритуал.Фторенский точнее называл веру-духовностью и религию-костылём духовности.Научившись верить и просветившись,человек отбрасывает костыль и идёт сам.
3.Это всё довольно трудно сложить в одно целое,находясь к плену огромного количества дурных книг,авторов и шарлатанов,которых вы, к сожалению читаете.
4. Вот вам для начала крохотная книжка(пробейте автора и удивитесь) Konrad Rudnicki THE COSMOLOGIST"S SECOND. Он главный теолог Польши и крупный учёный астрофизик и в компьютер сайнс.Эта книга именно о вере и точном знании,но более всего о сознании,которое порождает и их и чудовищь.После этого вы легко увидите что читать больше нечего.

Reply

scinquisitor June 30 2014, 08:41:45 UTC
> К примеру буддийские монахи или люди искренне верующие обладают не только целительными способностями но и предсказывают будущее и т д

Вы не знаете этого. Вы в это верите. Это как раз тот пример, когда вера подменяет Вам знание в отсутствии убедительных доказательств. Что и требовалось доказать.

>Наука -это практические результаты

Исцеление и предсказание будущего - это практические результаты. А наука есть и фундаментальная, просто ради интереса.

> математика уже вплотную подходит к теологии и вере

Математика не имеет никакого отношения к теологии и вере.

>Отношение Дарвина к религии,не к вере,всегда было таким.

Позиция агностика - есть позиция к вере, а не к религии. Отношения к религии попадают в разветвлению клерикал-нейтральное-антиклерикал

>Это всё довольно трудно сложить в одно целое,находясь к плену огромного количества дурных книг,авторов и шарлатанов,которых вы, к сожалению читаете.

Я в основном читаю научную литературу.

>Эта книга именно о вере и точном знании,но более всего о сознании,которое порождает и их и чудовищь

Если найду время, у меня сейчас очень плотный график.

Reply

cn_mangetsu June 30 2014, 08:47:59 UTC
Нет смысла. Гражданин - явно приверженец NOMA, такие, по моему опыту, аргументы не воспринимают, хотя и создают впечатление.

Reply

maz_d June 30 2014, 15:13:53 UTC
а что такое нома? гугль говорит что ресторан...

Reply

cn_mangetsu June 30 2014, 15:54:57 UTC
Non-overlapping magisteria. Как раз про вот это, мол, наука и религия занимаются принципиально разным и друг к другу не лезут.

Reply

konevin June 30 2014, 10:14:24 UTC
Ну вот видите...плотный график, только научная литература...вы обречены быть узким специалистом. Не надо тогда даже заглядывать со свои пределы.

Reply

scinquisitor June 30 2014, 10:19:05 UTC
Я не заглядываю за пределы?) Я только при написании этой статьи ознакомился со статьями по философии, лингвистике, социологии, нейробиологии, зоологии и медицины. Мне кажется, что это достаточно широкий спектр интересов :)

Научные статьи бывают вообще-то по разным областям. Я просто ограничиваю источники информации, которые считаю надежными.

Reply

konevin June 30 2014, 11:35:43 UTC
Т е вы для написания СТАТЬИ ознакомились " со статьями по философии, лингвистике, социологии, нейробиологии, зоологии и медицины"? СЧИТАЯ источники надёжными? Тогда вы Бог.

Reply

scinquisitor June 30 2014, 11:38:58 UTC
Я ознакомился со всеми статьями, которые приведены в списке литературы. Там есть статьи по философии, лингвистике, социологии, нейробиологии, зоологии и медицины. Все что я про них пишу надежно :)

Reply

tarantoga October 18 2015, 05:36:39 UTC
Нет это вы всё ещё не понимаете-
ВЕРА и ЗНАНИЕ таки области сознанния.Этим заниматся нейросайнс
------------------------------------------------------------
Мне, конечно, жаль вас разочаровывать, но neuroscience занимается изучением нервной системы: ее развития, физиологии, патофизиологии, биохимии и генетики.

Вы, что характерно для профана, путаете нейробиологию с психологией.

Сознание - это психологический термин, имеющий несколько значений, к сожалению, ни с одним из них вы не знакомы.

Иначе не употребляли бы выражения "области сознания",
которое так любят авторы безграмотных книг об эзотерике, предсказаниях будущего и паранормальных способностях буддийских монахов, которые вы так часто читаете.

Перевести на нормальный язык то, что вы имеете в виду под таинственным выражением "ВЕРА и ЗНАНИЕ таки области сознанния.Этим заниматся нейросайнс" мне несложно.

Наверное, вы хотите, но не умеете сказать, что когда подопытный испытывает чувства, связанные с верой, то активируются иные структуры головного мозга, нежели при выполнении им заданий, в которых он извлекает из долговременной памяти какую-нибудь информацию,(т.е. знание) скажем, перечисляет названия месяцев.

Обычно такие исследования проводят, используя методы нейровизуализации, которая дает маглядное представление о том, какие участки мозга участвуют в том или ином виде психической деятельности.

Reply

konevin October 22 2015, 11:32:24 UTC
Тарту конечно лучшее место для изучения нейросайнс, особенно крепким лингвистам.Язык есть один из инструментов COMMUNICATION and THINKING но это всего лишь инструменты сознания.
Нейросайнс ничем не занимается,так же как "корабль не плывёт"-этим занимаются люди-учёные и моряки, часто неграмотные в философии.Называется это антроморфизм.Это надо чётко различать,поэты и лингвисты тут всегда проваливаются.

Также необходимо понимать разницу между наукой,её методологией(модели и принципы на которых построены модели) и учёным,в сознании которого всё это часто спутывается до безобразия.
Например есть нейросайнс как прикладная наука(нейровизуализация которая ничего не даёт без правильной модели сознания,которой нет совсем,увы,поэтому это просто использование новых технологий с неясной установкой)и есть нейросайнс как noble science, собственно философия.
В последнем случае нейросайнс рассматривает сознание как феномен жизни на Земле, тогда уже изучаются растения,животные ...ну и теология неизбежно присутствует.Профан таки всё путает в кучу,это да.

Тем не менее сознание не только имеет разные области(примитивный mapping в случае нейровизуализации)но и разные уровни развития не исключая индивидуального развития сознания.Это собственно процесс, там нет ничего застывшего-поэтому нейровизуализация есть чушь,известно что одно и то же сознание никогда не повторяет тот же mapping при одних и тех же входящих стимулах-на этом стоит принцип ОБУЧЕНИЯ.Вообще нейросайнс даже как прикладная наука без математики не существует.one to one correspondence for example.Собственно нейровизуализация есть сомпьютер сайнс в полный рост-там все модели сознания намеренно математизированы.Computer model of consciousness.

Так что учись,но с твоей базой это не поможет.

Reply

tarantoga October 22 2015, 14:19:30 UTC
Тарту - хорошее место для изучения neurscience? Впервые слышу. А при чем здесь Тарту? Увидели знакомое слово у меня в прифиле? Так ныне это дремучая провинция, а учился я там в 90х годах. И если вы что-то слышали про тартускую семиотическую школу, то учтите, ее больше нет, исчезла со смертью Лотмана в 93.
Зачем вы написали свой комментарий? Он смехотворен,xoть и не лишен неосознаной самокритики. Именно это я имею в виду:
В последнем случае нейросайнс рассматривает сознание как феномен жизни на Земле, тогда уже изучаются растения,животные ...ну и теология неизбежно присутствует.Профан таки всё путает в кучу,это да.

Reply

omsk_camill June 30 2014, 04:38:19 UTC
>it is incorrect to suggest that there is a genuine conflict
>Rather, the scientific worldview and the religious worldview come into conflict over a far more fundamental question: namely, what constitutes evidence.
Мне кажется, вы не до конца прочитали цитату Алана Сокала, если считаете, что они об одном и том же.
Кроме того, неважно, были ли религиозными Дарвин или там Эйнштейн. Изобретатели колеса, огня, сельского хозяйства вполне могли быть неандертальцами и каннибалами - это, фигурально выражаясь, не повод обрастать шерстью и откушать человечинки.

Reply


Leave a comment

Up