Недавно мы
обсуждали прототип “правдоподобного” зомби, не противоречащего современным научным знаниям, но в то же время максимально похожего на зомби из фантастических фильмов. На примерах вируса бешенства, бактерии вольбахии, ланцетовидной двуустки, токсоплазмы и передаваемой раковой опухоли Тасманийского Дьявола мы разобрали, что вирусы, бактерии, черви, простейшие и даже собственные, «съехавшие с катушек генетической программы» клетки организма могут быть паразитами. Мы знаем, что паразиты могут проникать в мозг и влиять на поведение своих хозяев. Некоторые паразиты могут оказывать перманентное влияние на поведение хозяина, некоторые могут активироваться в определенных условиях. Мы также обсудили, что около трети населения являются носителями инфекции токсоплазмы, почти безвредного простейшего, распространяемого кошками, и рассмотрели фантастический сюжет зомби апокалипсиса с участием гипотетической мутантной формы этого микроорганизма.
В этой статье я расскажу о том, что зомби апокалипсис, возможно, является не фантастическим сюжетом, а актуальной реальностью. Многие религии предвещали конец цивилизации, который вот-вот должен был наступить. Конечно, сторонникам религии видней, ведь может оказаться, что именно религия не столько является вестником апокалипсиса, сколько становится его причиной. Я собираюсь обсудить два представления о религии. Первое основывается на современном представлении о религии, как о меме, принятом в среде антропологов [1]. Второе представление является смелой и пока не подтвержденной гипотезой с колоссальными социальными последствиями, о ней будет сказано подробно ниже. Третье представление - о нейрофизиологической и наследственной компоненте религиозного мышления описано в статье “
Нейротеология” и касаться его я в этот раз не буду.
Первое представление.
В своей книге “Эгоистичный ген” Ричард Докинз рассматривает наши гены, как носители информации, которые стремятся к собственному размножению, используя наши тела. В этом смысле они «эгоистичны». Наши собственные гены передаются только в результате полового размножения и только из поколения в поколение. Если эта цепочка прервется, исчезнут наши гены, а значит, наши гены “заинтересованы” в нашем выживании и благополучии в той же мере, сколь они заинтересованы в своем распространении. Чуть меньше заинтересованы в выживании своих хозяев паразиты, которые легко распространяются от особи к особи. Гибель одного хозяина оправдана, если это способствовало заражению двух новых. Эффективные способы размножения биологических паразитов - через прямой контакт или воздушно-капельным путем. Так, через воздух распространяется возбудитель туберкулеза, который, несмотря на наличие антибиотиков и современных программ лечения, уносит более миллиона жизней каждый год. Но ни один паразит, ни один вирус, ни одна бактерия не изобрели самого эффективного способа распространения: ничто так легко не передается от человека к человеку, особенно в век цифровых технологий, как информация в ее наиболее чистом виде, - мем.
Рисунок 1. Три штамма слова божьего. Источник:
http://3.bp.blogspot.com/-YflzT6ld-_g/TY6VaufI4LI/AAAAAAAAIH0/eBkdv4r_eo0/s1600/books.jpg В начале было слово. Мемы, в том числе религия, распространяются легче любого вируса или бактерии, влияют на поведение больше, чем вирусы, бактерии и простейшие вместе взятые, при этом эволюционируют.
Мему не нужно кусаться, раздражать слизистую, ему даже не нужен воздух. Ему достаточно постучаться в вашу дверь со словами: “Простите, у Вас нет минутки, чтобы поговорить о Боге?” И только мем может безоговорочно поставить свое выживание выше, чем жизнь своего носителя, что мы и наблюдаем в лице святых мучеников и террористов-смертников, которые с радостью отдают свои жизни ради идеи, вдохновляя всех, кто “инфицирован” тем же самым штаммом. Инфицированные мемом “зомби” разных типов
бьют друг друга кулаками по щекам там, где по их же соображениям - нужно было просто подставить другую щеку, разжигают идеологические, религиозные войны и
призывают к устранению или наказанию тех, кто препятствует размножению того штамма мема, носителями которого они являются.
Давайте перечислим некоторые религиозные конфликты настоящего и прошлого. Крестовые походы, тридцатилетняя война, войны трех королевств, гугенотские войны во Франции, гражданская война в Ливане, религиозные конфликты между евреями и мусульманами на ближнем востоке, Эфиопия и Сомали, Шииты и Сунниты, религиозные конфликты в Нигерии, Индия и Пакистан, конфликт между буддистами и мусульманами в Бирме, гонения старообрядцев на Руси. Все это - человеческие жизни, принесенные в жертву мемам, во имя их успешного размножения.
Готовности убивать или умирать не ради собственного выживания, не ради спасения детей, родственников и друзей, вопреки установкам, обусловленным биологической эволюцией вида, во имя идеи - вот признак того, что мем перестал быть безобидным, а стал настоящим паразитом, взломал врожденные инстинкты самосохранения и превратил своих носителей в своеобразных “зомби”, служащих не себе, а мему. Процесс же обращения людей в носителей таких паразитических мемов в народе так и называется… «зомбированием». Весьма подходящий термин. Вариацию на тему “религии, как мема” можно прочитать в статье
религия.exe. Интересно, что с развитием компьютерных технологий, роботов, спам ботов и средств автоматизированного производства, мемы могут вовсе утратить потребность в живых людях, но этот сюжет уже многократно описывался в фантастике.
Второе представление
Я снова оговорюсь, что данный раздел не более чем спекуляция и весьма смелая недоказанная гипотеза. Но что если религия, это не только мем, но и результат проникновения микроорганизма, влияющего на работу мозга? Синтез мема и биологического субстрата, находящихся в отношениях симбиоза друг с другом, биомем?
Иррациональное поведение муравья, взбирающегося на высокую травинку, чтобы быть съеденным копытным животным не находит разумного объяснения, если убрать из контекста паразита, ланцетовидную двуустку, которая ради собственного размножения заставляет муравья, раба своего, идти на смерть. Если бы у муравьев был язык, культура, была способность изобрести религию, то легко представить, что описанное поведение объяснялось бы инфицированными муравьями, как священная традиция, важная ритуальная процедура, приносящая свежий урожай толстых гусениц, здоровье и счастье всему муравейнику. Должны же они хоть как-то мотивировать свои странные поступки?
Рассмотрим такие религиозные обряды и ритуалы как целование крестов, икон, святых реликвий, купание младенцев в купели для крещения. Как и поведение зараженного муравья, эти обряды не имеют никакого рационального смысла. Зачем? Почему? С точки зрения науки мы прекрасно понимаем, что от этих действий нет пользы, а рассказы о чудесах, исцелениях и улучшения здоровья не имеют иных оснований, кроме искажения фактов и проведения не существующих аналогий. Почему же эти и похожие ритуалы закрепились в разных культурах?
В то же время, эти ритуалы, безусловно,
способствуют распространению инфекций. Вот как, совершенно справедливо,
прокомментировал анонимный специалист
историю с недавними очередями к “дарам волхвов” в России:
“Я понимаю опасность этой ситуации и могу сказать, что подобные ритуалы являются очень опасными с эпидемиологической точки зрения. Люди часами стоят в плотной толпе, им даже руки не помыть, а они ходят в туалет, там же едят, чихают друг на друга. Потом они целуют одно и тоже место сразу друг за другом. Я не сомневаюсь, что происходит тотальное инфицирование огромной массы людей, включая детей, которым тоже приходится целовать этот ларец".
Передача инфекции через прямой контакт с ритуальными предметами [2]. Чем плох такой способ распространения для паразита? Разумеется, это объяснит потребность паразита влиять на поведение людей таким образом, чтобы они а.) целовали, трогали предметы реликвии, для переноса инфекции на эти предметы б.) приводили к ним других людей, в том числе детей для последующего заражения. В таком контексте концепция религии может представлять собой попытку рационализации людьми необъяснимой для них тяги к совершению странных поступков.
Целование реликвий также может играть важную роль в половом процессе обсуждаемых гипотетических микроорганизмов. Известно, что половой процесс есть даже у некоторых бактерий. Его роль заключается в обмене генетической информации между особями, для создания новых комбинаций генов. Это позволяет микроорганизмам эволюционировать быстрее, чем при бесполом размножении т.к. возникшие независимо адаптации могут объединиться в одной особи. Допустим, одна бактерия выработала устойчивость к антибиотику пенициллину, а другая к антибиотику ампициллину. Скрестившись (у бактерий это называется конъюгация), они теоретически могут обменяться этими свойствами и заполучить устойчивости к обоим антибиотикам. Реликвии, вроде “даров волхвов” путешествуют по миру и могут не только распространять микроорганизмы вокруг света, но помогать микроорганизмам всех стран объединяться в одном общем котле и устраивать оргии конъюгаций немыслимых в естественных
условиях масштабов.
Только в России сотни тысяч людей приложились к ларцу с Дарами. Даже если забыть о фантастической гипотезе, которая здесь обсуждается, это не может не привести к распространению самых обыкновенных инфекций, того же туберкулеза и по сути является тем самым “геноцидом русского народа” о котором нынче модно писать по любому поводу и без. Начатая таким образом эпидемия может коснуться не только представителей отдельной религии и стать проблемой для всего общества. Не хочется верить, что среди представителей власти не нашлось смелых людей, ценящих человеческую жизнь и здоровье, которые не побоялись церкви и не закрыли глаза на этот очевидный факт. Особенно учитывая, что речь идет и о здоровье детей, о котором все внезапно забыли. Также думаю, что тем, кто участвует в организации таких акций, не следует говорить другим о “грехе”.
Идея о том, что микроорганизмы могут побуждать нас к тем или иным поведенческим актам не настолько фантастична, как кажется на первый взгляд. Более того, эта идея тщательно изучается серьезными исследовательскими коллективами в настоящее время [3-7], хоть и в отрыве от религиозного контекста. Накапливаются данные о том, что микроорганизмы могут играть роль в формировании депрессии и маниакально-депрессивного синдрома, влиять на развитие мозга [6]. Авторы одного обзора [8] обращают внимание на то, что многие вещества, регулирующие работу нашего мозга, встречаются у очень разнообразных организмов. Например, гормон и нейромедиатор (вещество, использующееся клетками мозга для передачи сигналов) норадреналин встречается и у млекопитающих, и у насекомых, и у рыб, и у различных групп микроорганизмов. Это означает, что микроорганизмы могут синтезировать вещества, влияющие на работу нашего мозга: у них есть все необходимые биохимические пути.
Совокупность бактерий, населяющих тело (или часть тела) человека называют микробиомом человека. Состав микробиома может существенно варьировать. У детей он зависит от способа рождения (естественные роды или кесарево сечение), он зависит от диеты, страны проживания, употребления антибиотиков и пробиотиков, а также многих других факторов [9]. До сих пор никто не изучал, связан ли состав микробиома с приверженностью к какой-либо религии, но я предсказываю, что связан, а современные методы чтения последовательностей ДНК позволяют эту гипотезу проверить уже сейчас.
Из данной гипотезы есть несколько других проверяемых следствий. Во-первых, может оказаться, что религиозность связана с функциональностью иммунитета. Люди, которые часто болеют, должны быть более склонны к религии. Существуют анекдотические наблюдения, что к священным реликвиям преимущественно хотят прикасаться люди с плохим здоровьем. Разумеется, этому могут быть и другие объяснения, в том числе через социальные факторы. Например, вера в целебные свойства реликвий, не столь актуальна для здоровых людей.
Еще одно следствие заключается в том, что использование некоторых лекарственных препаратов должно приводить к уменьшению религиозности. Разумеется, мы пока не знаем природы гипотетического агента, о котором идет речь, поэтому сложно сказать, какие именно лекарства (антибиотики от бактерий, фунгициды от грибов и так далее) окажутся эффективными. Известно, что лечение антибиотиками плодовых мушек дрозофил, воздействуя на их микробиом (предположительно, убивая паразитических бактерий - вольбахий), влияет на их половое поведение, устраняя, созданные микроорганизмами барьеры репродуктивной изоляции [10]. Альтернативный путь восстановления состава микробиома и избавления от гипотетического биологического субстрата религии может быть пересадка микробиома верующим от неверующих (хотя это скорее будет работать в обратную сторону). Сейчас похожие подходы (создание специальных пробиотиков) разрабатывают для лечения ожирения [11].
Интересно, что в обществе распространено еще несколько мемов, иногда связанных, а иногда не связанных с религией, которые могут наносить вред здоровью людей и напрямую способствуют созданию благоприятных условий для размножения патогенных бактерий и вирусов. Это мем о безоговорочном вреде антибиотиков и мем о безоговорочном вреде вакцин, которые некоторые люди с необъяснимой яростью защищают. Можно обсуждать побочные действия конкретных антибиотиков и вакцин, а также их индивидуальную переносимость в конструктивном научном русле, но речь не об этом, а о статьях с монументальными заголовками вроде “почему нельзя делать прививки своим детям?” Поведение таких убежденных противников современных методов медицины не имеет рационального объяснения, но закономерно, если представить, что их поведение зависит от инфекционных агентов. Разумеется, из этого не следует, что представленная гипотеза верна, но это повод задуматься.
Конечно, идея, что тысячи лет господства религиозной традиции могут быть “отменены” массовыми принятием антибиотика пенициллина (или какого-либо другого препарата) похожа на сказку даже в рамках столь фантастической гипотезы, которую я описываю. Но почему бы не поискать гипотетических захватчиков разума и не попробовать предотвратить порабощение нашего вида? Комментарии, замечания и идеи приветствуются.
Источник картинки:
http://daily-atheist.tumblr.com/page/2 ;
http://31.media.tumblr.com/264414ddd24a26683d545cf623dce08a/tumblr_mhqtidBFE21qa8ig8o1_500.jpgСписок литературы:
1. Boyer, P., Religion Explained: The Evolutionary Origins of Religious Thought. 2001.
2. Youngster, I., et al., "Can religious icons be vectors of infectious diseases in hospital settings?". Am J Infect Control, 2009. 37(10): p. 861-3.
3. Montiel-Castro, A.J., et al., The microbiota-gut-brain axis: neurobehavioral correlates, health and sociality. Front Integr Neurosci, 2013. 7: p. 70.
4. Foster, J.A., Gut feelings: bacteria and the brain. Cerebrum, 2013. 2013: p. 9.
5. Bhattacharjee, S. and W.J. Lukiw, Alzheimer's disease and the microbiome. Front Cell Neurosci, 2013. 7: p. 153.
6. Foster, J.A. and K.A. McVey Neufeld, Gut-brain axis: how the microbiome influences anxiety and depression. Trends Neurosci, 2013. 36(5): p. 305-12.
7. Ezenwa, V.O., et al., Microbiology. Animal behavior and the microbiome. Science, 2012. 338(6104): p. 198-9.
8. Lyte, M., Microbial endocrinology in the microbiome-gut-brain axis: how bacterial production and utilization of neurochemicals influence behavior. PLoS Pathog, 2013. 9(11): p. e1003726.
9. Fallani, M., et al., Intestinal microbiota of 6-week-old infants across Europe: geographic influence beyond delivery mode, breast-feeding, and antibiotics. J Pediatr Gastroenterol Nutr, 2010. 51(1): p. 77-84.
10. Koukou, K., et al., Influence of antibiotic treatment and Wolbachia curing on sexual isolation among Drosophila melanogaster cage populations. Evolution, 2006. 60(1): p. 87-96.
11. Mekkes, M.C., et al., The development of probiotic treatment in obesity: a review. Benef Microbes, 2013: p. 1-10.