Существует тезис о том, что материалисты аморальны. Тезис формулируется примерно так:
Материалист знает, что пусть всему миру будет карачун, а ему скатерть самобранка, потому что все равно все умрут, а бога нет. В связи с этим человек, не верящий в трансцендентальное и метафизическое (например, в общее благо) аморален по определению и не знает ни
(
Read more... )
Делал бы. Но не долго. Был бы быстро выпилен собратьями по хотению.
Кретиноционисты действительно непроходимо тупы, раз не понимают, что мораль и всякие подобные нормы -- это просто устойчивая стратегия, для которой не нужно ничего метафизического.
Reply
Reply
Докинза "Эгоистичный ген" почитайте, там разжёвано.
Reply
Спасибо за книгу, почитаю.
Reply
Reply
но ведь это знание никак не может стать нормативным, т.е. я как человек не могу руководствоваться этим знанием, принимая решения -- это же известная штука ещё из "записок из подполья"
Reply
Я не любитель философоф, но у Поппера есть интересная статья, которая называется "эволюционная эпистемология" в которой проводится параллель между нашим индивидуальным познанием, коллективным научным познанием и познанием мира на уровне естественного отбора.
http://www.keldysh.ru/pages/mrbur-web/philosophy/popper.html
Reply
Reply
Не нужно каждому человеку методом проб и ошибок определять, какое поведение способствует выживанию, а какое нет. На то есть человеческий социум, который накапливает опыт, обобщает его и передает его следующим поколениям именно в виде норм. А для особо непонятливых - в виде "обратной связи" при их нарушении.
Или вы какого-то отдельного человека в вакууме рассматриваете, отрезанного от человеческого общества? Типа детей-маугли?
Reply
Reply
Животные следуют стабильным стратегиям потому, что они хотят им следовать. Кто не хотел и действовал неоптимально - вымерли вместе с генами, способствовавшими такому поведению.
Reply
Допустим, окружающие меня люди ведут так и так. Почему они ведут себя так и так? Потому что эволюция и отбор. Прекрасно. Дальше я спрашиваю "Почему я должен вести себя так а не иначе? Что Вы мне на это скажете? Потому что такое поведение выгодно с эволюционной точки зрения? Чушь. В этом месте мне чисто наплевать на эволюцию и отбор. В этом смысле это знание не нормативно. Оно не является для меня основанием. И так на каждом шагу.
Если какая-то теория не способна этот момент уловить, то у этой теории большие проблемы. Эта теория упускает что-то важное. И тут как-бы религия непричём. Теория эта не адекватна в чисто научном смысле.
Reply
Эволюционная теория ничего не говорит о том, что вы должны делать. Она говорит только о вероятности распространения тех или иных генов и связанных с ними типов поведения в популяции. Точно так же, как медицина не говорит о том, что вы не должны есть цианистый калий, - только о том, что произойдёт, если вы его съедите.
Reply
>>о том, что вы должны делать.
Ну так и я о том же! Что же касается вопроса, который мы в данном месте обсуждаем, то это вопрос о долженствовании. Вот в цитате из лауреата Crockoduck читаем
"Кому какое дело! Врать, воровать? Кому какое дело!"
Здесь же явственно речь идёт о долженствовании, поэтому ничего очевидно глупого в таком восклицании нет. Хотя бы потому, что эволюционная теория как таковая ничего по этому поводу не говорит, а говорит только о причинно-следственных отношениях. Поэтому критика этого места со ссылками на эволюционную теорию (в том виде как она выше толкуется) совершенно не по адресу.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment