Существует тезис о том, что материалисты аморальны. Тезис формулируется примерно так:
Материалист знает, что пусть всему миру будет карачун, а ему скатерть самобранка, потому что все равно все умрут, а бога нет. В связи с этим человек, не верящий в трансцендентальное и метафизическое (например, в общее благо) аморален по определению и не знает ни
(
Read more... )
"когда тысячи лет назад человечество в полной мере освоило культуру, функцию создания страха наказания взяли на себя религиозные и государственные институты. В условиях, когда за плохой поступок, например, за убийство, обещано сжигание на костре и мучения в адском пекле, человека от природы не склонного к убийству не отличить от человека кровожадного, но трусливого. Не отличить ни с точки зрения стороннего наблюдателя, ни и с точки зрения естественного отбора".
Кажется сомнительным. Сроки маловаты для столь серьезного изменения поведенческого стереотипа (если вы имеете в виду генный уровень). Мне кажется, "толпы фанатиков" и прочее объясняется скорее возросшей численностью. Наш мозг просто не справляется с задачей воспринять огромное количество окружающих людей как членов своей группы - отсюда и нарушения поведения. Разделение по религиозному признаку здесь - только одна из возможностей. Отлично годятся и другие: по национальному, расовому. имущественному,
Reply
Например, наблюдались вполне ощутимые изменения частот аллелей гена лактазы со времен появления скотоводства.
Reply
Reply
Reply
Кстати, тем временем пришло в голову: если бы теория о нарушении отбора "по социабельности" была верна, то уровень бытовой агрессивности не снижался бы с "воспитанием" общества. Между тем то же побивание камнями как-то подозрительно быстро исчезает в обществах, где поднимается уровень жизни, образованность среднего человека. Тут уж сроки явно слишком малы для обратного отбора. Чтобы не трогать родные пенаты - от Франции Варфоломеевской ночи до нынешней - всего-то пятьсот лет?
Понимаю, что время позднее, и не жду немедленного ответа. Завтра с удовольствием почитаю дискуссию более образованного народа:))
Reply
Про снижение уровня бытовой агрессии - смотря о чем речь. Агрессия это одно, а агрессивное поведение - это другое. Грубо говоря, можно хотеть кого-то убить, но не убивать. Что именно мы наблюдаем? Уменьшение желания убивать или уменьшение количества убийств? Отбор будет влиять на желание убивать, а воспитание - на практическую реализацию желаний :)
Reply
Например, известно, что животные иногда убивают детенышей и половых партнеров. Насколько чаще или реже это делают шимпанзе, чем люди примитивных обществ? А в прошлом? А в современном обществе в ситуациях, когда санкции не грозят? Если удастся отфильтровать влияние экономических факторов (голод, климат и т.п.) такое исследование может что-то дать. Мои личные впечатления - конечно, не доказательство.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment