Вопрос о взаимосвязи между образованием, интеллектом и религиозной аффилиацией давно интересует ученых, но мы все еще далеки от окончательных выводов. Несколько научных исследований показывают наличие отрицательной корреляции между религиозностью и интеллектом [1, 2]. Например, в США показано, что атеисты в среднем имеют больший IQ, чем агностики, а агностики больший IQ, чем верующие [1]. При этом остается открытым вопрос о причинно-следственных связях, ведущих к такой зависимости: возможно, люди с более низким IQ склонны к религии, возможно, принадлежность к конфессии снижает IQ, возможно, какой-то третий фактор влияет и на IQ и на религиозность, а возможно, верны все три гипотезы. До сих пор научные исследования были ограничены тем, что ни одно государство не решалось на крупномасштабный эксперимент в рамках целой страны, чтобы оценить влияние принадлежности к конкретной конфессии на интеллектуальное развитие детей, отчасти из этических соображений.
Недавно ситуация изменилась коренным образом, когда под влиянием Русской Православной Церкви, по инициативе Министерства образования Российской Федерации ученикам в школах девятнадцати регионов России в ходе эксперимента был предложен выбор между изучением шести предметов: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики [3].
Школа является отличным экспериментальным полигоном по целому ряду причин. Во-первых, отказаться от участия в эксперименте нельзя. Это делает выборку репрезентативной. Во-вторых, в школе проводится ежедневная профессиональная оценка успеваемости детей по целому ряду предметов. Наконец, в рамках данного эксперимента удалось добиться большой выборки - десятки тысяч школьников. Можно надеяться, что уже через несколько лет будут получены результаты, которые позволят сделать вывод о том, как связана принадлежность к той или иной конфессии с успеваемостью и рядом других параметров. Подобная работа, безусловно, может быть выполнена на уровне самых престижных научных журналов таких, как Nature и Science.
Остается задать ряд тревожных вопросов. Согласится ли Министерство образования публиковать результаты, если окажется, например, что самые умные и успешные в школе дети будут перепредставлены в группе, которая выбрала основы исламской или иудейской культур? Вдруг, по результатам эксперимента, окажется, что следует поощрять введение именно этих предметов? Как повлияют результаты исследования на государственные решения в сфере образования? Выгодна ли государству высокая успеваемость и развитие интеллектуальных способности детей? Или, возможно, целью является воспитание детей, которые лучше ходят строем, беспрекословно слушаются старших, любят футбол, охотно идут в армию? В любом случае, по результатам эксперимента станет возможным выбор оптимального курса для государственных нужд, а последующая государственная политика в сфере образования покажет, чего же все-таки хотят чиновники для граждан.
Список литературы:
1. Helmuth Nyborg. The intelligence-religiosity nexus: A representative study of white adolescent Americans. Intelligence, Volume 37, Issue 1, January-February 2009, Pages 81-93.
2. Richard Lynn et. al. Average intelligence predicts atheism rates across 137 nations. Intelligence, Volume 37, Issue 1, January-February 2009, Pages 11-15
3.
http://www.vesti.ru/doc.html?id=350613