Jun 14, 2017 22:37
В среду 14 июня Государственная Дума приняла в первом чтении законопроекты о внесении изменений в федеральный закон о связи и о внесении изменений в федеральный закон об инфрмации, информационных технологиях и защите информации.
Первый законопроект, внесённый 18-ю сенаторами, ещё раз запрещает оказывать услуги связи неидентифицированным пользователям (то есть продавать сим-карты без предъявления паспорта или хотя бы электронной подписи, выданной при личном приёме). Уже действующую норму вовсю обходят путем перепродажи симок, в том числе купленных на имя организации (теперь организации должны будут регистрировать у оператора личность сотрудника, который пользуется сим-картой).
Второй проект требует идентифицировать пользователей мессенджеров и обязывает мессенджеры рассылать обязательные сообщения по требованию органов исполнительной власти.
Член Совета Федерации Людмила Бокова выступила с докладом про анонимные симки, формально запрещенные, но фактически доступные. Она сказала, что законопроект вводит иной порядок предоставления услуги связи, который исключит возможность распространения запрещённых сим-карт, угрожающих национальной безопасности. В то же время, закон разрешает заключать абонентские договоры через портал госуслуг, что сейчас невозможно.
Депутат от фракции Единая Россия Марина Мукабенова выступила с рассказом о законопроекте, направленном на борьбу с мессенджерами. Предполагается, что все пользователи мессенджеров будут идентифицироваться через сим-карту «по договору, который, в свою очередь, будет заключаться между мессенджером и оператором связи». Мукабенова сказала, что мессенджерами пользуются участники террористических группировок, распространители наркотиков, экстремистского контента и детской порнографии. А в России, по данным Роскомнадзора, мессенджерами пользуются 80 миллионов человек.
Предедатель комитета по информационной политике и связи Леонид Левин (СР) выразил мнение, что законопроекты совершенствуют «полный цикл идентификации и ответственности за использование средств связи». Про мессенджеры он сказал, что объём передаваемой ими информации уже превысил объём информации, передаваемой традиционными операторами связи, и большая часть запрещённой информации ушла от операторов сотовой связи и от сайтов к мессенджерам. Кроме того, Левин оказался в курсе, что есть мессенджеры, не использующие идентификацию с помощь телефона, и предложил ко второму чтению потребовать от них, чтобы они телефон использовали.
В ходе обсуждения коммунист Алексей Куринный спросил, кто будет определять незаконность информации, которую распространяют мессенджеры, и как будет приниматься решение о блокировке. «Мы прекрасно понимаем, для чего этот закон вводится: ограничить возможность рассылки массовых оповещений о проведении разного рода массовых мероприятий», - сказал он. Мукабенова ответила, что этим будет заниматься Роскомнадзор.
Депутат Виталий Пашин (ЛДПР) спросил, что делать с мессенджерами типа Whatsapp и Viber, привязанными к иностранным операторам. Мукабенова сказала, что она сама активный пользователь и Whatsapp и Viber, а закон потребует привязать все мессенджеры к номеру российского мобильного телефона. А если «организаторы распространения сообщений» откажутся от этой нормы, они просто прекратят свою работу на территории РФ.
Депутат Александр Старовойтов (ЛДПР) выразил обеспокоенность тем, что Роскомнадзор не успеет заблокировать «тот или иной мессенджер», который будет рассылать приглашения на несогласованные мероприятия. «Не станет ли законопроект стрельбой по теням?» - спросил он. «Мы принимаем закон для того, чтобы он работал», - ответила Мукабенова.
Депутат Андрей Свинцов (ЛДПР) напомнил, что кроме крупных мессенджеров есть сотни мелких и средних, например таких, которые интегрированы в компьютерные игры. Кроме того, есть мессенджеры, например Фейсбук, которые не привязаны к мобильным телефонам, и он, Свинцов, не представляет себе, как заставить Фейсбук привязать свой мессенджер к российским мобильным номерам. Получается, заключил он, что все эти мессенджеры нужно просто запрещать. «В соответствии с законом данные менеджеры должны будут привести в соответствие свою работу, которая будет соответствовать федеральному закону», - ответила Мукабенова.
И вопросы, и выступления показали, что наиболее продвинутые пользователи современных средств связи сидят во фракции ЛДПР. Именно у них законопроекты вызвали больше всего вопросов. Например, Сергей Иванов объяснил авторам законопроекта, что те правонарушения, которые можно совершить с помощью мессенджеров, можно с тем же успехом сделать по стационарному телефону, «расположенному, например, в фойе Совета Федерации». «Вы тут охоту за ведьмами устроили, честно говоря. Портите всем жизнь по большому счёту», - констатировал он.
Депутат Луговой от имени фракция заявил, что предложенные пути реализации борьбы с мессенджерами абсолютно бесперспективны и лишены всякого здравого смысла. «Мы сегодня принимаем закон, как если б мы принимали - иметь Сатурну кольца или не иметь. Вот мы сейчас примем - Сатурну кольца не иметь - а толку в этом никакого не будет», - разъяснил он позицию фракции. Луговой рассказал, что у некоторых депутатов уже есть телефоны, в которых нет сим-карт и установлен Tor. Луговой предложил заниматься социальными сетями, а не мессенджерами, и назвал борьбу против анонимности «войной с покемонами».
Фракция «Единая Россия», разумеется, поддерживает оба законопроекта «с учётом их актуальности». Об этом сказал зампред комитета по информации Владимир Крупенников.
Фракция КПРФ тоже поддержала оба законопроекта: депутат Александр Ющенко, бывший пресс-секретарь Геннадия Зюганова, сказал, что инициатива назрела.
Олег Николаев от фракции СР сказал, что фракция поддерживает концепцию законопроекта, и поддержал намерение Лугового регулировать социальные сети. Кроме того, депутат-коммунист Куринной солидаризировался с Луговым. Он тоже считает, что контролировать мессенджеры невозможно, и «массовые выходы молодёжи на улицы» таким образом не предотвратишь.
Наконец, депутат Антон Горелкин из «Единой России» продемонстрировал коллегам анонимную симку, купленную в переходе метро «Охотный ряд» за 180 рублей, как доказательство того, что закон абсолютно необходим.
Законопроект против анонимных симок поддержало 396 человек, против было 3 (коммунисты Корниенко и Смолин, либерал-демократ Игорь Лебедев 48 не голосовали. Законопроект против мессенджеров поддержало 356 человек, против 2 (Куринный и Лебедев), 1 воздержался (Иванов), 88 не голосовали. На подачу поправок отведено две недели, так что законы могут принять в целом до конца весенней сессии, а в силу они вступят с 1 января 2018 года.
Э.Щ., Д.Н.
Законы,
Интернет,
Дума