Mar 19, 2017 20:43
В пятницу 17 марта Государственная Дума приняла во втором чтении законопроект «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (в части определения налоговой базы в отношении доходов в виде процентов по обращающимся облигациям российских организаций). Между первым и вторым чтениями в тексте законопроекта появилась скандальная поправка:
«4. В случае, если в налоговом периоде в отношении физического лица действовали меры ограничительного характера, введенные иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, такое физическое лицо независимо от срока фактического нахождения в Российской Федерации может не признаваться в этом налоговом периоде налоговым резидентом Российской Федерации, если в этом налоговом периоде такое физическое лицо являлось налоговым резидентом иностранного государства.
Физическое лицо, указанное в абзаце первом настоящего пункта, не признается налоговым резидентом Российской Федерации на основании его заявления, представленного в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, с приложением документа, подтверждающего налоговое резидентство этого физического лица, выданного компетентным органом иностранного государства (сертификата налогового резидентства).
Указанное в настоящем пункте заявление представляется в срок, предусмотренный настоящим Кодексом для представления налоговой декларации за соответствующий налоговый период.»
Представьте себе, что вы - российский бизнесмен, у вас скромное поместье в Швейцарии, а основные доходы вы получаете в третьей стране. У вас всё прекрасно, в России бываете наездами. Швейцария считает вас своим резидентом (как владельца недвижимости). Вы практически не платите налогов ни в Швейцарии, ни в России.
И вот наступает 2014 год. Вы попадаете под санкции (например, из-за дружбы с Владимиром Путиным) и вынуждены значительную часть времени проводить в России. Вы становитесь налоговым резидентом России и должны платить налоги как обычные российские деловые люди (в том числе с зарубежных источников дохода). Вы чувствуете себя ограбленным. И тут на помощь приходит депутат Андрей Макаров (глава думского комитета по бюджету и налогам, Единая Россия), правительство России, которое поддерживает поправку Макарова, и депутаты от «Единой России» и «Родины», которые за неё голосуют.
Теперь вы сможете подать заявление о том, что вы - налоговый резидент Швейцарии и вас на законных основаниях освободят от уплаты подоходного налога с зарубежных источников. А деньги, переплаченные с 2014 года, вернут либо зачтут.
Представляя текст законопроекта во втором чтении, председатель комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров выразил сожаление, что, несмотря на важность вопроса о процентах по облигациям, этим никто не интересуется. Журналистов и общественность волнует только один надуманный вопрос: об освобождении олигархов от налогов.
Макаров заявил, что его поправка носит исключительно технологический характер. Он объяснил, что статус налогового резидента (и соответственно обязанность платить налоги) по-разному трактуется в Европе и в Российской Федерации. В связи с этим время от времени у российских граждан возникают проблемы, которые в нормальной ситуации решаются в ходе переговоров между российским минфином и минфином заинтересованного европейского государства. В условиях санкций, сказал Макаров, такие переговоры невозможны. Принятие поправки позволит государству защитить своих граждан, уверен председатель комитета по бюджету. Те, кто утверждает, что поправка направлена на освобождение некоторых лиц от налогов, лгут и не любят свою страну, отметил Макаров.
Депутат-коммунист Алексей Куринный предложил вынести поправку Макарова на отдельное голосование. С его точки зрения, эта поправка неприемлема даже с точки зрения процедуры, потому что она меняет концепцию законопроекта. Что касается государства, которое обязано защищать своих граждан, депутат Куринный считает, что эта обязанность распространяется не только на богатых людей, но и на неимущих, пенсионеров и инвалидов. Он предположил, что в результате принятия поправки Макарова может пострадать бюджет.
Депутат Макаров заверил коллег, что от его поправки бюджет не потеряет ни одной копейки, в частности потому, что нерезиденты платят НДФЛ по ставке 30%. Поправка, уверен он, нужна для того, чтобы исключить возможность давления на Российскую Федерацию «в случае неправомерных наездов».
За поправку Макарова проголосовали 319 человек (318 из 343 единороссов и Алексей Журавлёв из «Родины»), 31 против (29 коммунистов и эсеры Олег Нилов и Олег Шеин), двое воздержались (единоросс Игорь Станкевич и либерал-демократ Сергей Иванов). Остальные (в том числе 24 единоросса, треть фракции коммунистов, почти все либерал-демократы и эсеры, а также Рифат Шайхутдинов из «Гражданской платформы») от голосования уклонились. Среди уклонившихся единороссов - Отари Аршба, Вадим Булавинов, Адам Делимханов, Геннадий Онищенко, Юрий Петров, Владислав Резник, Марат Сафин, Магомед Селимханов, Алексей Ткачёв, Пётр Толстой.
Председательствовавший во время обсуждения законопроекта коммунист Иван Мельников попросил представителя правительства высказаться по поправке. Заместитель министра финансов Илья Трунин сказал, что правительство поддерживает поправку, потому что она снимает неопределённость и, как он выразился, «защищает некоторых наших граждан».
В заключительном слове депутат Макаров заверил всех, что выход из российского налогового резидентства - это абсолютно публичная процедура. Он также подчеркнул, что правительство составит перечень санкций, которые дают право на смену налогового статуса, и там будут не все санкции, а только самые существенные, например, по Крыму и закону Димы Яковлева (вероятно, он имел в виду закон Магнитского).
За закон во втором чтении подано 324 голоса (добавились 5 единороссов), против подано 38 голосов (35 членов фракции ЛДПР, коммунисты Владимир Блоцкий и Сергей Шаргунов, эсер Олег Шеин), воздержавшихся не было, 87 депутатов не нажали никакую кнопку.
По мнению депутата Макарова, голосование по этому закону «очень о многом говорит».
Принятие закона в третьем чтении ожидается в среду 22 марта, заявления о виртуальном нерезидентстве должны быть поданы до 1 июля с.г. Закон, таким образом, позволит пересчитать налоги за 2014, 2015 и 2016 годы.
Аркадий Ротенберг заявил Интерфаксу, что в любом случае останется налоговым резидентом России, а самый известный из российских нерезидентов - Геннадий Тимченко - поправку не комментировал.
Элла Щукина
Налоги,
Законы,
Родина,
Дума,
ЕР