22 и 23 октября в Москве, в арт-зоне со странным названием «Центр творческих индустрий «Фабрика», а 24 октября - в Петербурге бразильский режиссёр Иара Ли показала два своих фильма из серии
Cultures of Resistance. Иара снимает фильмы о политической борьбе средствами искусства в различных уголках Земли.
Фильм «Жизнь ждет: референдум и противостояние в Западной Сахаре» посвящён последней колонии на африканском континенте. Автор фильма сравнивает палестинский конфликт, который не сходит со страниц мировой печати, с позабытым западносахарским. Ситуация схожая: арабский народ сахарцев, или сахрауи, рассеян по лагерям беженцев, а контролирующая большую часть западносахарской территории страна - Марокко - отгородила большую, прибрежную часть страны двухтысячекилометровым забором от пустыни, наполненной противотанковыми и противопехотными минами со времён войны, длившейся с 1974 по 1991 год.
Почти 100 лет территория Западной Сахары, граничащая с Марокко, Алжиром, Мавританией и Атлантическим океаном, была испанской колонией. В 1975 году испанский гарнизон покинул Западную Сахару, передав полномочия по управлению этой территорией Марокко и Мавритании. Боровшийся за незавимость Сахары партизанскими методами Фронт ПОЛИСАРИО не нашёл способа противостоять «Зелёному маршу», в ходе которого безоружные марокканцы числом многократно превышающим собственное население Западной Сахары, вошли в эту страну через северную границу и поселились в ней по призыву короля Хасана II, объявившего эту территорию южной провинцией Марокко. Бойцы ПОЛИСАРИО продолжили вооружённую борьбу, базируясь в пустынной восточной части Западной Сахары, а также в беженских лагерях в дружественном Алжире, и в изгнании провозгласили своё государство - Сахарскую Арабскую Демократическую Республику, САДР, обычно именуемую испанcкой аббревиатурой RASD. К концу 80-х годов более 80 стран признали САДР, её приняли в Организацию Африканского Единства, но большинство стран Запада по-прежнему считают Западную Сахару территорией без правительства, а многие арабские страны признают её частью Марокко. В 1991 году при посредничестве американских политиков и ООН Фронт ПОЛИСАРИО и марокканские власти договорились о прекрашении огня и условились решить судьбу Западной Сахары на референдуме. Сахрауи ждут референдума уже 24 года, т.к. стороны не могут договориться, вправе ли в нём участвовать марокканские переселенцы в Сахаре и сахарские беженцы в Алжире.
Фильм рассказывает о новом поколении сахарцев, которое объявило свою «интифаду» в форме мирных акций с элементами искусства - граффити, рэп, художественные съёмки, «кричалки» поставлены на службу политической борьбе. Фрагменты из фильма можно посмотреть по ссылке со страницы
Фейсбук-эвента.
После 59-минутного фильма Иара Ли больше получаса отвечала на вопросы зрителей, выступил также гость из алжирского посольства, обративший внимание на то, что Западная Сахара уже 40 лет числится в ООН в реестре территорий, которые подлежат деколонизации, но практических шагов со стороны всемирной организации нет.
Григорий Белонучкин