Feb 23, 2015 00:03
В пятницу 20 февраля ближе к вечеру Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект о введении штрафов для редакций СМИ за оправдание экстремизма, терроризма и пропаганду культа насилия и жестокости. С докладом выступил заместитель главы Роскомнадзора Алексей Волин. Спикер Думы Сергей Нарышкин указал ему на отсутствие галстука. Волин пообещал компенсировать отсутствие галстука скоростью доклада и действительно доложился очень быстро.
Он объяснил, что сейчас против злоупотреблений СМИ есть два типа мер: предупреждение и уголовная ответственность, и Роскомнадзору их не хватает. Часто, сказал Волин, невозможно принять адекватные меры, особенно когда у СМИ нет злого умысла. В результате через два предупреждения любое добросовестное СМИ оказывается в зоне риска ликвидации, но иногда, сказал Волин, создаются СМИ-однодневки специально для дестабилизации обстановки (примеров он не привёл). На них угроза ликвидации не действует, но должен подействовать предлагаемый штраф - до 1 миллиона рублей.
Волин рассказал, что в ходе обсуждения в комитете была большая дискуссия вокруг «культа насилия и жестокости». Законопроект предлагает за это штраф от 20 до 200 тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения при наличии такового. В итоге решили ко второму чтению кары за культ насилия и жестокости из законопроекта исключить и вернуться к этому вопросу позднее. Таким образом, в законе остаётся только экстремистско-террористическая статья с санкцией от 100 тысяч до миллиона рублей с конфискацией предмета административного правонарушения при наличии такового.
От комитета выступил единоросс Дмитрий Вяткин, который сказал, что депутаты согласны с концепцией, а мелкие недочёты будут устранены ко второму чтению.
Коммунист Валентин Романов спросил, как законопроект решает проблему с толкованием экстремистской деятельности. Волин ответил, что определение экстремистской деятельности есть в профильном законе. Другой коммунист, Валерий Шурчанов (до недавнего времени - главный редактор газеты «Правда»), поинтересовался, не слишком ли лёгкой станет жизнь СМИ после принятия законопроекта. Волин разъяснил, что штрафы не заменят уже существующие наказания, а добавятся к арсеналу средств воздействия.
Дмитрий Гудков выразил сомнение, что можно наказывать СМИ на основании непрофильного закона при наличии закона о СМИ. Волин сказал, что ничего принципиально нового они не предлагают. На этом месте обсуждение прервалось на час голосования.
После возобновления дискуссии Сергей Иванов (ЛДПР) поделился своими ощущениями: «вроде как надо ужесточать меры по борьбе с цветными революциями», но и совсем задавливать СМИ не хочется, куда ни кинь, всюду клин. Владимир Поневежский (бывший прокурор Республики Коми) сказал, что «Единая Россия» всё поддерживает. Дмитрий Гудков сказал, что по его мнению, закон предназначен для остатков независимой прессы. Он выразил беспокойство в связи с тем, что в российском законодательстве размыто понятие экстремизма, и под существующее определение может подпасть, например, любой призыв прогуляться по Красной площади. Волин завершил дискуссию успокоительными речами. По его данным, в стране десятки тысяч негосударственных СМИ и, в лучшем случае, несколько десятков государственных. Что касается экстремизма, то призывами к экстремизму является агитация принять участие, а не рассказ о событиях. Правда, с точки зрения Роскомнадзора, рассказывая о событии, журналист всегда должен предупреждать, разрешённое оно или нет (то есть, если написать, что болельщики решили отпраздновать победу любимой команды на Манежной площади, то Роскомнадзор это может засчитать как экстремизм).
За закон проголосовали 325 депутатов (230 из 238 единороссов, 45 из 92 коммунистов, 50 из 64 эсеров), против - 14 коммунистов и один эсер (Гудков), воздержался один единоросс (Александр Васильев), остальные, включая полный состав фракции ЛДПР, не голосовали.
Элла Щукина
Законы,
Дума,
СМИ,
(Анти)экстремизм