Apr 05, 2014 23:45
В пятницу 4 апреля Дума приняла в первом чтении закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе", в просторечии - закон о запрете Vis’ы. На самом деле, конечно, ни о каком запрете Visa и MasterCard речи нет. Цель законопроекта - подтолкнуть локальных операторов к созданию альтернативной платёжной системы, хотя бы для рублёвых расчётов на территории России. Все разговоры об ограничении хождения пластика международных систем пока являются сильным преувеличением.
Идея замкнуть информационный поток об операциях с пластиковыми картами в пределах территории РФ уже рассматривалась Думой 3,5 года назад. Это предусматривал внесенный правительством осенью 2010 года законопроект «О национальной платёжной системе». Однако в результате рассмотрения поправок ко второму чтению в законе изменилось всё, от первой и последней буквы, кроме названия, и вместо закона о сепарации карточного процессинга он превратился в закон, регламентирующий деятельность Яндекс-денег, платёжных терминалов и тому подобных вещей. Сейчас сторонники создания платёжно-карточной альтернативы воспользовались политической конъюнктурой, чтобы вернуться к своим старым идеям.
Выступая с докладом, первый зампред комитета по финансовому рынку Владислав Резник сказал, что главная цель законопроекта - это обеспечение бесперебойности перечисления денежных средств на территории России. Резник также подчеркнул, что платёжно-клиринговые центры не смогут после принятия закона передавать информацию на территорию иностранного государства, за исключением трансграничных переводов. Будет запрещено и прекращение оказания услуг, за исключением особых случаев (санкции иностранных государств особым случаем не являются).
Профильный комитет выступает за серьёзную переработку законопроекта между первым и вторым чтениями (второе будет после 19 апреля). Так, он предлагает официально закрепить использование отечественных платёжных решений в системах государственных платежей (имеется в виду выплата пенсий, коммунальные платежи, зарплата бюджетников и т.п.). Кроме того, в законе будут стимулы для использования отечественных платёжных средств, в том числе, возможно, налоговые преференции. По мнению комитета, объекты платёжной инфраструктуры фактически являются стратегическими объектами, поэтому на них следует распространить ограничения, установленные ФЗ об иностранных инвестициях в стратегические отрасли. Наконец, комитет предложит создать систему межбанковских валютных расчётов с использованием корреспондентских счетов не иностранных банков, а Банка России.
Коммунист Владимир Федоткин поинтересовался у Резника, не слишком ли много в стране иностранных банков и пластиковых карт. Резник сказал, что в стране всего 217 миллионов карт, что не слишком много, а иностранных банков (то есть российских банков с иностранным участием) гораздо меньше, чем разрешено правительственной квотой.
Режиссёр Владимир Бортко (КПРФ) спросил, во сколько обойдётся сугубо национальная платёжная система. Резник ответил, что недорого, и рассказал про два варианта: создание национального карточного оператора на базе консорциума с участием ЦБ и банковского сообщества или использование в качестве базовой уже отчасти существующей системы УЭК (универсальной электронной карты).
Николай Иванов (КПРФ) предположил, что владельцам традиционных пластиковых карт придётся испытать неудобства. Резник уверил его в обратном. Новая система будет обслуживать исключительно расчёты внутри страны. Он напомнил, что системы, аналогичные той, которая будет создана в России, существуют во многих странах, например в Канаде, Франции, на Филиппинах и т.д., без каких-либо неудобств для держателей Visa и Mastercard.
Оксана Дмитриева (СР) выразила сомнение в том, что в России существует национальная технологическая база, способная обеспечить независимое функционирование системы. Резник с ней не согласился и привёл в пример процессинговую систему ПРО100. К нему присоединился Анатолий Аксаков, заверивший коллег, что систему можно запустить за пару месяцев.
Поправки в закон о национальной платёжной системе поддержали все фракции, за проголосовало 447 депутатов. Наталья Бурыкина от имени ЕР попросила нанести на будущую национальную карту недавно утверждённое графическое изображение рубля.
Тем временем министерство финансов объявило о намерении внести в ФЗ о национальной платёжной системе поправки, предусматривающие обязанность операторов платежной системы незамедлительно информировать Банк России о случаях приостановления или прекращения оказания услуг платежной инфраструктуры, а также установить экономически значимые штрафы за необоснованное отключение платежной инфраструктуры, в том числе при исполнении операций на территории Российской Федерации. Об этом министр финансов Антон Силуанов рассказал 2 апреля на XXV съезде Ассоциации российских банков.
Элла Щукина
Законы,
Экономика,
Дума