Сегодня, 2 февраля, по московским бульварам прошло шествие за свободу политзаключённых. Акция была приурочена к ожидаемому на следующей неделе приговору «узникам Болотной» (или, как их многие называют, «героям Болотной»). Участники шествия также требовали освободить Даниила Константинова, Евгения Витишко, Сергея Мохнаткина и других граждан, которых общественное мнение считает несправедливо обвинёнными.
Шествие было довольно многочисленным. По мнению организаторов, в нём приняло участие около 15 тысяч человек, и эта цифра представляется правдоподобной. В то же время, например, в знаменитой «прогулке с литераторами», которая, в отличие от сегодняшнего шествия, не была санкционирована, участвовало примерно вдвое больше народу.
Особенностью акции было то, что, в отличие от большинства санкционированных протестных демонстраций последней волны, соотношение между партийными (в широком смысле) активистами и «беспартийными» гражданами было в пользу партийных. Были представлены партии в диапазоне от националистических до крайне левых (перечисляем в беспорядке): Солидарность, НДП, Яблоко, Партия 5 декабря, Либертарианская партия, Левый фронт, Автономы, Комитет за работчий Интернационал, Народный альянс, Левое социалистическое движение и пр. Как следствие, кроме объединяющего всех лозунга «Свободу политзаключённым!», звучали самые разные слоганы. Например, постояв у забора, отгораживающего шествующих от охраняющих, можно было услышать, что Москва - русский город, что Москва - красный город и, наконец, что Москва - для всех. Из других кричалок можно было узнать, что кто-то учит, кто-то лечит, а политик всех калечит; что «Патриарх Кирилл Гундяев - друг буржуев-негодяев», а «Капитал - наш главный враг» (но без традиционной рифмы «Сталин! Берия! Гулаг!», т.к. нацболы с «болотными» больше не ходят). Под имперскими флагами требовали свободу узникам Бирюлёва, а Комитет за рабочий Интернационал занимался политическим просвещением, декламируя «Борются классы, а не расы!».
Из более понятных лозунгов популярностью пользовались «Выпускай!», «Россия без Путина!», «Путина на нары!» и дежурное «Полиция с народом!». Интересную локальную кричалку предложили противники авторитарных режимов и представительной демократии: «Путин, уходи, и никто не приходи!».
Шествие пользовалось усиленным вниманием «правоохранителей» в форме и в штатском. На всём протяжении маршрута для протестующих был организован загон. По идее, выхода из загона не предусматривалось, но, поскольку дело происходило в РФ, то время от времени в заборе обнаруживались дырки. С внешней стороны клетка для протестующих была окружена довольно густой цепью юных правоохранителей, их старших товарищей и людей в штатском начальственного вида, непрерывно переговаривавшихся по рации с ещё более высоким начальством. Следующие рубежи защищала жилищно-коммунальная техника, блокировавшая переулки. За ней стояли наготове автозаки и автобусы с сотрудниками. В особо опасных местах, то есть на бульварах в направлении Кремля, чернели плотные массы военнослужащих.При этом проход в загончик был, конечно, через металлоискатели, но без сколько-нибудь серьёзного досмотра, так как московская полиция прекрасно понимала, что шествие будет мирным, и самыми радикальными проявлениями народного гнева станут кричалки про олимпиаду и употребление всуе слова «майдан».
Дух украинских событий, конечно, носился над шествием. Было несколько флагов Украины, был большой лозунг «Не будет свободы - будет майдан!». К концу шествия самым популярным стал удачно вброшенный в массы лозунг «Банду - геть!», который скандировать гораздо проще, чем «Россию без Путина». Да и универсальнее он.
Из ВИПов в первых рядах были замечены Борис Немцов (экс-губернатор и экс-вице-премьер), Михаил Касьянов (экс-премьер), Дмитрий Гудков (действующий депутат Думы), Виктор Анпилов (ветеран коммунистического движения). Не был замечен экс-министр финансов Алексей Кудрин, организатор Гражданского форума и патрон гражданских инициатив. Наконец, на шествие пришёл лично Владимир Акименков, вышедший на свободу по амнистии фигурант Болотного дела.
В конце маршрута протестующих ожидал узкий коридор, по которому их порциями загоняли в метро. В процессе возникали пробки, и время от времени слышалось скандирование: «Выпускай!».
Национал-демократическая партия
Левые
Анархисты
Либертарианская партия
Народный альянс (Навального, а не Богданова)
Имперцы
Яблоко
Специально выгороженное для прессы и снимающих место перед большим и важным транспарантом - чтоб на его фоне никто не маячил
Три флага Майдана
В хвосте колонны
Очередь под землю
Василий Кошкин