Jul 02, 2012 23:49
Сегодня в Государственной Думе состоялось совместное заседание комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству и комитета по бюджету и налогам, на котором должны были обсуждать проект федерального закона о присоединении России к ВТО. В итоге комитет по экономической политике более или менее ограничился напоминаниями, что ратифицировать нужно до 23 июля, а бюджетный комитет и вовсе помалкивал. Дело в том, что на заседание прибыл новый министр экономического развития Андрей Белоусов, с которым депутаты еще мало знакомы (даже в отчестве путаются, называют то «Юрьевичем», то «Рёмовичем», хотя отец министра, покойный академик Рэм Белоусов, был одним из самых известных советских экономистов). Естественно, в результате получилась не дискуссия, а белоусовский бенефис - что, наверно, и к лучшему, поскольку с ВТО в части политического символизма всё ясно, а подробности лучше обсуждать на уровне узких специалистов.
Белоусов, собственно, и начал свою речь с того, что поезд уже ушел и вступление России в ВТО не обсуждается. Это политическое решение и оно принято. Сейчас можно обсуждать исключительно меры по адаптации российской экономики к правилам ВТО.
В самое ближайшее время предстоит переформатировать ряд мер по поддержке отдельных отраслей. Помощь должны получать не потребители (например, фермеры, покупающие отечественные комбайны), а производители. Таких мер около 50, и они будут приняты в течение года.
Второй «трек», как выразился Белоусов - это реализация предложений бизнеса. В этом пакете уже более 100 мер. МЭР направляет поступившие предложения в профильные ведомства, а профильные ведомства должны реагировать. По итогам будет разработан и утвержден план действий. Министр предложил премьер-министру обсудить его на заседании правительства либо в конце этого года, либо в начале следующего.
Третий трек, который значительно больше первых двух вдохновляет Белоусова - это снижение административных барьеров. Этот процесс был запущен в декабре в рамках т.н. Национальной предпринимательской инициативы (на Петербургском форуме её помянул добрым словом Владимир Путин). В рамках инициативы будут разрабатываться 22 ключевых направления. Сейчас «взяты в работу» - как выразился Белоусов - пять: выработка стандарта инвестиционного климата для субъекта РФ, упрощение таможенного администрирования, улучшение регулирования в строительной области, присоединение к электросетям и поддержка российского экспорта.
По каждому из направлений создается дорожная карта до 2018 года. Каждой картой занимается рабочая группа. Белоусов со вкусом описал, как работают эти группы, что они будут делать после принятия карт (заниматься «сутевым мониторингом») и какую роль во всем этом играет Агентство стратегических инициатив (ключевую).
Белоусов не считает, что вступление в ВТО само по себе станет локомотивом для экономики. «Локомотивом», - сказал он, - «будут те отрасли, в которых мы сможем создать совместные производства и развивать локализацию».
В ходе ответов на вопросы депутатов - точнее, размышлений в связи с их вопросами - министр продемонстрировал прекрасное знание гражданского авиастроения, энтузиазм в отношении иностранных инвесторов (приход инвесторов - это благо, инвесторы это всегда модернизация) и большую включенность в борьбу за повышение места России в рейтинге Doing Business. Например, он рассказал, что в позорном выступлении страны в Doing Business виновата лужковская бюрократия. Бизнес-климат страны эксперты рейтинга оценивают по столице, а в Москве климат ужасный (тут министр поспешно оговорился, что это не вина нынешней городской администрации). Если бы столицу перенесли в Ульяновск, то Россия сразу подпрыгнула бы на 40 позиций.
Кроме Ульяновска, Белоусов возлагает большие надежды на закон о проектном финансировании. Этот закон должен открыть среднему бизнесу доступ к инвестиционным кредитам. «Я не буду повторять, как Кудрин: давайте снизим инфляцию, и процентные ставки пойдут вниз», - пнул самого знаменитого ушельца из власти министр. Экономист Белоусов выступает за поддержку отечественного производителя из кармана отечественного потребителя - но с разбором и в рамках бюджетной дисциплины. В качестве примера хорошего российского производителя он привел Фольксваген (калужский) и Ниссан (тот, что производит в Ленобласти), а в качестве нехорошего - бабкинский «Ростсельмаш», который десять лет топчется на месте (Белоусов вспомнил, что больше 10 лет назад, когда он был ещё советником Маслюкова, у Ростсельмаша были те же проблемы, что и сейчас).
В конце заседания с министром заговорили о возможных налоговых послаблениях (ссылаясь на бразильский опыт), но ответ его был неутешителен. Снижая налоги, мы режем доходы. Если мы режем доходы - мы должны резать и расходы, сказал он. А расходы на решение социальных задач - в первую очередь в сфере здравоохранения - будут расти.
Элла Щукина
Экономика,
Дума