Медведевская опричнина

Nov 16, 2010 23:05

     Сегодня Государственная Дума приняла в первом чтении федеральный закон «О следственном комитете РФ» и два сопровождающих его законопроекта. Пог концепции закон о следственном комитете очень похож на закон о Сколково: без учёта существующего правового поля создаётся суперорган с гигантскими полномочиями под решение актуальной политической задачи. Проект «Сколково» создаётся для того, чтобы быстро догнать развитые страны по части высоких технологий. Новый, могучий Следственный комитет создаётся для того, чтобы радикально улучшить систему следствия, которая находится в плачевном состоянии.
     По закону Следственный комитет изымается из прокуратуры и переходит под непосредственное руководство президента - Дмитрия Медведева. Президент назначает председателя СК и освобождает его от должности (даже генерального прокурора назначает Совет Федерации). Таким образом, впервые при нынешней конституции создаётся структура вне судебной ветви власти (куда входит прокуратура) и вне правительства (в котором состоят даже «президентские» ведомства типа ФСБ и ФСКН), то есть третья лично президентская структура наряду с Администрацией и Совбезом. Органы и учреждения СК «осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и в строгом соответствии с законодательством».
     Следователи Следственного комитета получат право «беспрепятственно входить по предъявлении служебного удостоверения на территорию и в помещения, занимаемые федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, иметь доступ к их документам и материалам». Кроме того, любой следователь СК сможет требовать от любых должностных лиц любых организаций предоставить ему любые документы, материалы, сведения, справки и т.п.
     Председатель Комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин объяснил, что законопроект не ставит СК вне других правоохранительных органов Российской Федерации, но многие депутаты ему не поверили. Единоросс (активист независимого профсоюза) Анатолий Иванов обратил внимание на то, что сотрудники нового СК будщут практически неприкосновенны. Например, их освободят от административной ответственности. Представитель президента в Думе Гарри Минх это подтвердил. Следователи СК - это спецсубъекты, им полагаются дополнительные гарантии.
     Валерий Драганов (ЕР) поинтересовался, не усугубится ли между СК и прокуратурой нездоровая конкуренция. Минх ответил, что «организованный развод», как он выразился, как раз и должен положить конец этой нездоровой конкуренции, потому что прокуратура потеряет какое-либо отношение к следственным действиям.
     Депутат Николай Коломейцев (КПРФ) сравнил новый комитет с опричниной при Иване Грозном и спросил, почему законопроект не предусматривает никакого контроля. Он напомнил, что и ФБР, и ЦРУ подотчётны Конгрессу США и обязаны отчитываться перед его комитетами. Минх ответил, что прокурорский контроль сохранится, и попросил не запугивать народ.
     В ходе выступлений от фракций все депутаты подчёркивали, что будущее - за единым Следственным комитетом и призывали усилить прокурорский надзор над будущим независимым СК. Александр Хинштейн (ЕР), которому, по его словам, предложили высокий пост в управлении Следственного комитета в Махачкале, заявил, что президентский законопроект ущемляет права прокуратуры.
     Депутат Гудков (СР) высказал опасение, что, создавая гиперорган с неограниченными полномочиями вне рамок контроля, «мы построим НКВД и опричнину XXI века».
     Владимир Жириновский (ЛДПР) все 10 минут говорил о том, как ужасно работают органы следствия на примере жестокого массового убийства в станице Кущёвская Краснодарского края.
     За коммунистов, как всегда, выступал Виктор Илюхин (бывший прокурор), который, подобно Хинштейну, жаловался, что прокуроров задвигают, и у них не будет возможности надзирать за деятельностью СК, зато работники аппарата президента будут вмешиваться в его деятельность обязательно.
     В своём заколючительном слове Минх заверил всех присутствующих, что у авторов законопроекта не было мысли об опричнине. После этого 391 депутат проголосовал за закон.

Э.Щ.

Дума, Правоохрана

Previous post Next post
Up