Originally published at
Основной блог (scild). You can comment here or
there.
Интернет проник почти во все сферы нашей жизни, и духовная не стала исключением. В последнее время и Русская Православная Церковь стала активно обживать это пространство, ведь Интернет, как и христианство, направлен ко всему человечеству без различения границ, языков и народов. Однако легкость и доступность общения, почти безграничный информационный ресурс таят в себе немало искушений - любая современная технология всего лишь инструмент, который можно использовать как во зло, так и во благо.
Так что же полезного и интересного может найти православный человек в Интернете? Каким должно быть общение, насколько действенной может быть миссионерская проповедь Православия в сети? Об этом мы побеседовали с администратором многих православных групп социальной сети "В Контакте" Василием Ордынским.
- Василий, как Вы считаете, может ли принести пользу Интернет-общение для православных людей?
- Конечно, может, и вот почему. К сожалению, во многих приходах плохо налажена катехизационная работа. Ни для кого не секрет, что сейчас много людей, считающих себя православными христианами, но "плохо катехизированных", как принято говорить у православных миссионеров. И общаясь с другими православными христианами в социальных сетях, просматривая фото и видеоматериалы православных Интернет-сообществ, эти люди фактически проходят катехизацию, больше узнают о своей вере.
Есть и еще одна проблема. Большинство православных христиан на учёбе, работе и даже дома окружены как людьми, которых принято называть "невоцерковлёнными верующими", так и атеистами и иноверцами. Частая ситуация в семье: родители - атеисты, дочь - православная христианка, а сын - сектант. И православным христианам, живущим в таком "неправославном" окружении, часто приходится отвечать окружающим на каверзные вопросы о христианстве, а нередко - и на критические выпады в адрес Церкви.
Бывает, что православные христиане самостоятельно не могут найти ответы на некоторые вопросы, аргументированно опровергнуть выпад в адрес Церкви, но боятся побеспокоить священника по таким "пустякам", ведь приходские иереи у нас очень сильно заняты, и мирянам не хочется отвлекать их такими вопросами. И тогда эти вопросы атеистов и иноверцев они выносят на всеобщее обсуждение на форумах в социальных сетях.
- Что сказать сектанту, который утверждает, что Христос учился йоге в Индии?
- Что ответить мусульманину, который говорит, что первые христиане не считали Христа Богом?
- Что ответить атеисту, который говорит, что Церковь лжёт, а вся правда - в фильме по книге Дэна Брауна "Код да Винчи"?
- Что сказать своим родителям "советской" закалки, которые говорят: "Зачем ходить в Церковь, если Бог у меня в душе?"
В православных сообществах социальных сетей люди получают ответы на эти вопросы. Более того - они узнают, какие наиболее часто встречающиеся вопросы в дальнейшем могут услышать от атеистов и иноверцев. И в будущем уже встречают такие вопросы "во всеоружии".
Отвечая на вопросы этих людей, уже будучи подготовленными, они не только сами укрепляются в вере, но ещё и потенциально способствуют тому, что атеист или иноверец (который зачастую является близким родственником) в будущем придёт в Церковь, сломав свои стереотипы о христианстве под влиянием таких бесед.
- Насколько православные Интернет-ресурсы интересны людям?
Согласно июньскому рейтингу компании "Мэйл.ру", среди религиозных ресурсов Рунета с большим отрывом лидирует сайт протодиакона Андрея Кураева. За ним следуют ресурсы (форумы), которые позиционируют себя как протестантские. Следующее место у православного сайта "Азбука веры", затем - исламские Интернет-ресурсы. Думаю, было бы ошибкой считать, что подобное распределение по рейтингу религиозных сайтов Рунета обусловлено тем, что большинство населения России - православные христиане. Как мы знаем, к сожалению, в России много "формально православных" - я имею в виду людей, которые формально причисляют себя к Православию, исходя из своей принадлежности к русской нации, но при этом основ своей веры не знают и церковную жизнь не ведут.
Если мы посмотрим на качественный состав форума протодиакона Андрея Кураева (именно форум обеспечивает высокую посещаемость сайта Кураев.ру), то увидим, что здесь зарегистрированы не только православные христиане, но и протестанты, атеисты, мусульмане, адепты различных сект. Есть и "неопределившиеся" пользователи, у которых в графе "религия" написано "невоцерковлённый верующий" или "не указано".
На мой взгляд, лидерство в рейтинге "Мэйл.ру" сайта о. Андрея Кураева и тот факт, что на его форуме зарегистрировано много иноверцев и атеистов, свидетельствует о том, что интерес к Православию весьма велик даже у людей, которые не являются православными христианами.
Теперь рассмотрим религиозные сообщества социальной сети "В Контакте".
Самое многочисленное религиозное сообщество этой социальной сети - наша группа "Православие".
Это самая крупная христианская группа "В Контакте". Она была создана Дмитрием Федоровым в начале февраля 2007 г., за два с половиной года число ее участников достигло почти сорока тысяч. И здесь, конечно, надо отметить его большую роль в грамотном, продуманном и взвешенном руководстве группой, ведь это далеко не простая работа: постоянно бывают провокации со стороны сектантов, иноверце и атеистов.
Если мы посмотрим состав участников группы (эта функция доступна всем, кто зарегистрирован в социальной сети), то увидим, что помимо православных христиан в группе состоят и протестанты, и мусульмане, и буддисты, и атеисты. К сожалению, точную статистику по вероисповеданию участников группы мы провести не можем, так как значительная часть страниц пользователей группы закрыта, и мы при всём желании не можем взглянуть на графу "религиозные взгляды".
Периодически в обсуждения группы "Православие" заходят иноверцы и атеисты, задают свои вопросы православным христианам и получают ответы на свои вопросы. Таким образом, на примере сайта протодиакона Андрея Кураева и социальной сети "В Контакте" мы видим, что православные Интернет-ресурсы интересны даже людям, которые не являются православными христианами и придерживаются иных вероисповеданий.
Помимо группы "Православие" в социальной сети "В Контакте" есть и другие сообщества (меньшие по количеству участников), администрация которых также декларирует свою принадлежность к Русской Православной Церкви. Это апологетическая группа "Скажи секте "Нет", группы "Осознанное Православие", "Русское Православие", "Трибуна православного христианина" и другие группы. Всего в данной социальной сети более 700 православных групп. Многие из них являются представительствами сайтов епархий и храмов в данной соцсети, то есть во многом дублируют православные ресурсы "внешнего интернета" (так у пользователей сайта "В Контакте" принято называть Интернет-ресурсы, расположенные за пределами данной социальной сети).
Безусловно, такое большое количество православных сообществ в этой соцсети свидетельствует о том, что православные Интернет-ресурсы интересны пользователям Интернета.
В то же время заслуживает внимания следующий факт. Самое многочисленное сообщество "В Контакте" - это группа поклонников известной телепередачи "Комеди клаб", где состоит более двух миллионов пользователей социальной сети - в 50 раз больше, чем в группе "Православие". То есть, группа телепередачи "Комеди Клаб" пользователям социальной сети более интересна, чем группа "Православие". Из этого мы можем сделать нехитрый вывод: большинство людей, являющихся пользователями Рунета, предпочитают просмотр телепередачи "Комеди клаб" посещению церкви.
- Какие темы религиозного или философского характера наиболее интересуют современного Интернет-пользователя?
Я стараюсь каждый день просматривать обсуждения в нескольких религиозных группах "В Контакте" - не только православных, но и католических, протестантских, мусульманских, а также в группах адептов талмудического иудаизма.
Я пришёл к выводу, что наиболее интересующая пользователей этих групп тема - один ли Бог в разных религиях и все ли религии ведут к одному Богу. Люди самых разных вероисповеданий задаются вопросом: только ли в учении моей конфессии истина? Данная тема настолько популярна и актуальна, что часто в качестве оффтопа всплывает в темах, посвящённых обсуждению иконописи и разбору цитат из Евангелия (в православных группах), или в темах, посвящённых джихаду и многожёнству (в мусульманских группах).
На мой взгляд, на втором месте по популярности в разных религиозных сообществах - обсуждения, касающиеся вопросов семьи и брака. Это и темы о любви, и темы, посвящённые воспитанию детей и обсуждению ювенальной юстиции.
На третьем месте - вопросы посмертной участи человека.
Конечно, мои выводы о наиболее популярных темах в религиозных группах сайта "В Контакте" субъективны, но они основаны на наблюдении в течение нескольких месяцев обсуждений в религиозных сообществах данной социальной сети.
- О чем может сказать людям на Интернет-форумах православный христианин?
Вспоминается в связи с этим одна из лекций протодиакона Андрея Кураева, которая называется "Во что не верят христиане".
Очень часто атеисты и иноверцы задают нам вопросы: "Правда ли, что православный христианин обязательно должен красить яйца на Пасху?", "Правда ли, что православные христиане верят, что попадут в ад, если не будут красить яйца?", "Правда ли, что православный христианин в повседневной жизни обязательно должен придерживаться норм "Домостроя", и для него "Домострой" не менее важен чем Библия?", "Правда ли, что для православного христианина нательный крестик играет роль амулета?", "Правда ли, что православные христиане поклоняются иконам как идолам?", "Правда ли, что православные христиане верят, что земля плоская и покоится на 3 китах?", "Правда ли, что православный христианин, выйдя из дому, должен плюнуть через левое плечо?"
Реальность такова, что на Интернет-форумах вначале приходится опровергать перед иноверцами мифы о Православии, и только потом мы можем начать рассказывать им о спасении во Христе, об основах нашей веры.
- Каким темам, прежде всего, Вы уделяете внимание как администратор?
В группе "Православие" создавать темы для обсуждения имеют право не только администраторы группы, но и все участники группы (включая атеистов и иноверцев). Участники группы открывают обсуждения по темам, которые представляют интерес для них самих, чтобы донести свою точку зрения до других и узнать мнение других участников по данному вопросу. В этом плане администраторы группы ничем не отличаются от рядовых пользователей. Мы тоже открываем обсуждения по тем вопросам, которые интересуют нас самих.
Я часто создаю темы по вопросам, касающимся взаимоотношений Церкви и современного общества, в частности - о христианофобии в современном мире. Также я стараюсь открывать темы, посвящённые истории нашей Церкви, житиям святых. Несколько тем было мною открыто по истории старообрядческого раскола. К сожалению, на мой субъективный взгляд, большинство православных христиан до сих пор находится в плену устоявшихся мифов об этом трагическом периоде нашей Церкви, в частности, в плену мифа о том, что идеолог раскола - протопоп Аввакум - "стоял за исконное Православие". И мало, кто знает, что его понимание догмата о Святой Троице носило неправославный характер. Также сейчас многие не помнят, что сам факт ошибок в старопечатных книгах не отвергался даже лидерами староверия. Сам Аввакум участвовал в книжной справе в Вонифатьевском кружке, и раскол во многом объясняется его личной обидой за отстранение от дела исправления книг.
Распространён и миф о том, что раскольники были патриотами своей Отчизны и "радели за Россию". Но во всех войнах, которые вела Россия, начиная с XVII века, они выступали против нашей страны. Казаки-некрасовцы воевали на стороне исламской Турции против православной России. Во время кавказской войны множество раскольников из казаков перешли на сторону Шамиля и даже составили особое подразделение его армии, боровшееся против русских. В 1812 году раскольники поддержали Наполеона, и представитель Рогожской общины преподнес ему ключи от города. Также староверы сотрудничали с враждебной России католической Австро-Венгрией, где и находился один из главных центров мирового староверия. Единственная война, в которой раскольники встали на защиту нашей страны, была Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Подробно эта тема раскрыта в статье священника Даниила Сысоева "Размышления о протопопе Аввакуме, церковной смуте и любви к Родине".
В то же время многие не знают, что наша Церковь ведёт диалог со старообрядцами. Старые обряды признаны равночестными. 30 октября 2008 года по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира в Александро-Невской Лавре состоялась конференция по проблеме церковного раскола XVII века под названием "Раскол: догмат и обряд". Конференцию организовал Миссионерский отдел Санкт-Петербургской епархии, а провели ее Председатель миссионерского отдела протоиерей Александр Будников и заместитель Председателя миссионерского отдела протоиерей Георгий Иоффе. В данной конференции принимали участие и представители старообрядческих деноминаций. В нашей группе я открывал тему, посвящённую данной конференции.
22.09.2009,
http://www.pravklin.ru/publ/missija_v_internete_ne_tolko_vozmozhna_no_i_...