Святейшему патриарху не позавидуешь. Он встал во главе Русской православной церкви в непростой для нее момент. Кирилл возглавил церковь именно тогда, когда российская власть вновь, как во времена Петра Великого, собралась прибрать к рукам "духовное ведомство".
По моим сведениям, патриарх Кирилл, помимо прочего, совершенно нормальный и вменяемый современный человек. Это означает, в частности, то, что он выступает независимость церкви, за доброжелательное сотрудничество с христианскими церквями различных конфессий, признает Вселенский чин, а, стало быть, и первопочитание Константинопольского патриарха Варфоломея.
Полагаю также, что новый патриарх не заинтересован в навязывании Закона Божьего - как бы он ни назывался - в качестве обязательного предмета в современной школе. Более того - я уверен, что Кирилл не станет "ложиться костьми" в случае, если народ Украины однозначно выскажется за создание на территории своего государства автокефальной православной церкви. Поэтому прозвище "колонизатора" подходит ему менее всего.
Но это, в свою очередь, означает, что беспорядки в Киеве явились, видимо, целенаправленной и сознательной провокацией, целью которой могло быть, в частности, оказание давления на нового патриарха.
Не нужно далеко ходить, чтобы ответить на вопрос "кому это выгодно". Невооруженным глазом видно, что даже осторожные миролюбивые инициативы и разумная политика патриарха идут вразрез с намерениями политического руководства России. Ибо наше руководство вовсе не намерено налаживать добрые отношения с католическими и протестантскими иерархами, и уж, тем более, отпускать христиан Украины в "свободное плавание". В идеале нынешние хозяева Кремля хотели бы видеть Православную церковь в виде одного из департаментов президентской администрации.
В этом наших вождей полностью поддерживает реакционное окружение патриарха Кирилла. По честному признанию диакона Андрея Кураева, сделанному им на одной из публичных лекций, наши епископы готовы приложить все силы, чтобы не допустить сколько-нибудь серьезных реформ в церковной сфере. Место "под крылом" у сильной власти вполне устраивает таких пастырей. Понятно, что ради этого теплого местечка они не остановятся ни перед банальными провокациями, ни перед чем-нибудь "покруче".
Поэтому перед Кириллом сегодня стоит непростая задача. Ему необходимо, с одной стороны не потерять лицо и сохранить свой высокий авторитет в церковном мире. А с другой стороны - сохранить Православную церковь, как независимый от государства важнейший нравственный институт российского общества.
От успешного решения этих задач зависит будущее не одной только церкви. На кону стоит единство российского общества, а в перспективе - и всей России в целом.
Юрий Гладыш - Каспаров.Ру