Як-52Б на испытаниях
В ангаре №7 Монинского музея хранится единственный сохранившийся образец экспериментального легкого штурмовика Як-52Б. История этой темы очень интересна. Многие любители авиации считают, что этот самолет делался для применения в Афганистане, но это не совсем так. Як-52 имеет заводской номер 780102, что четко говорит о выпуске самолета в 1978г. и это второй самолет первой серии. Для размещения узлов подвески, крылья были усилены. Так же во многих источниках указывается вооружение из пары блоков НАР УБ-32, хотя на испытаниях под Як-штурмовик подвешивали и бомбы и ГУВы.
Самолет оказался слишком маленьким и легким для серьезного вооружения. Не удалось решить проблему рассеивания НАР. При их пуске самолет резко тормозился и болтался по курсу, не позволяя ракетам точно идти в цель.
Як-52Б на испытаниях
Большим вопросом стала боевая живучесть машины, не имевшей хоть какого то бронирования и защиты жизненно важных агрегатов и экипажа. Радиус действия Яка, также не устраивал военных. Без подвесок Як мог пролететь всего 465 км, что было было явно недостаточно. В результате в конце 1983г. программу свернули, а Як-52Б оказался в Монино.
Як-52Б в 7 ангаре Монино 1998г.
Самолет попал в ангар №7, где находятся спортивные самолеты. До 1999г самолет был в идеальном состоянии. Далее самолет покрылся слоем птичьего помета, и в таком виде простоял более 5 лет.
Як-52Б в ангаре Монино в 2007-2009г. фото И.Колоколова
Кое какие детали с него исчезли. В 2010г самолет был отмыт и в 2012г перекрашен к 100-летию ВВС России. Как обычно и бывает, в цвета оригинального камуфляжа не попали.Да и окраска винта в темно серый цвет не добавила Яшке реалистичности. Летом 2012 и 2014г.г самолет стоял на уличной экспозиции, а затем снова ушел в запасник.
Як-52Б после перекраски. фото Д.Казакова.