О самолете, превзошедшем знаменитый B747, о счастливой восьмерке и о вкладе российских инженеров в европейскую авиацию рассказывал вчерашний выпуск рубрики «История науки» портала Indicator.Ru, написанный автором блога. Ведь вчера исполнилось 12 лет со дня первого полета авиалайнера А380.
Идея потеснить монополию компании Boeing на рынке сверхбольших пассажирских самолетов (из серии тех, которые могут перевозить 600-800 пассажиров за один раз) в компании Airbus возникла еще в 1990-х годах. Тогда и появилась концепция лайнера A3XX. Но создавать такой гигант было рискованно: было непонятно, выдержит ли рынок двух «одноклассников». Примеры, когда на ограниченный рынок выходило два самолета и один проваливался, одновременно «вынося» всю авиакомпанию из области пассажирских авиаперевозок, были. Тем не менее в Европе решили рискнуть.
В декабре 2000 года совет директоров Airbus постановил потратить на разработку чуть меньше девяти миллиардов евро. А заодно и присвоить новой машине индекс. Вместо A3XX появился А380.
Выбор восьмерки посреди трехзначного индекса самолета дважды неслучаен. Во-первых, поперечное сечение будущего самолета с двумя палубами немного напоминает эту цифру. Во-вторых, программа А-380 во многом была направлена на азиатский рынок, а во многих странах Азии восемь - счастливое число.
Уже в 2001 году была утверждена компоновка нового лайнера, и 23 января 2002 года начали строить первые компоненты огромного крыла A380. В итоге крыло нового пассажирского лайнера получилось самым длинным из всех серийных самолетов в мире, шире только у знаменитого самолета «Геркулес» Говарда Хьюза, совершившего единственный полет, и у антоновской «Мрии» Ан-225, построенной в единственном экземпляре. А А380 шел в серию…
Силуэты крупнейших самолетов мира
Wikimedia Commons
Кстати, нужно сказать, что в конструирование гиганта внесли свой вклад и россияне. Инженерный центр Airbus в Москве выполнял прочностные расчеты, рассчитывал фюзеляж и расположение бортового оборудования.
Самолет, естественно, строили по частям, во многих странах, откуда их перевозили в Тулузу для сборки. Какие-то части самолетами, «супертяжеловесами» A300-600 Beluga и Ан-124 «Руслан», какие-то - судами. Самолет в сборочном цехе Airbus начал обретать свои черты.
Судно-транспортировщик деталей A380
Wikimedia Commons
27 апреля 2005 года в 10:29 по местному времени А380 взлетел с ВПП Международного аэропорта Тулузы. Успешная посадка, совершенная почти через четыре часа, возвестила о появлении нового «кита» в высшей лиге пассажирских самолетов.
Что же из себя представляет А380? Огромная машина массой в 280 тонн (взлетная масса - до 560 тонн) имеет длину 73 метра. Размах крыла и того больше - 79,25 метра (площадь крыла как десять больших квартир - 845 квадратных метров). Ширина фюзеляжа - более семи метров, высота самолета - 24 метра. Он может перевезти 540 пассажиров в компоновке из трех классов (в таком случае в самолете есть даже бар) или 800 в экономклассе на расстояние более 15 000 километров.
Уже построено 200 самолетов этого класса, и выпуск продолжается. Если судить по предыдущему рекордсмену, B747, «триста восьмидесятый» прослужит еще не одно десятилетие.