При реставрации Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском ученые обнаружили на его стенах несколько древнерусских граффити, в том числе уникальную надпись 12 века - сообщение об убийстве князя Андрея Боголюбского и список его убийц, некоторые имена из которого не были известны раньше.
Уникальная надпись, которая оказалась древнейшим датированным письменным памятником Северо-Восточной Руси, была найдена и исследуется московскими эпиграфистами - профессором Высшей школы экономики Алексеем Гиппиусом и научным сотрудником Института славяноведения РАН Саввой Михеевым.
«Надпись по своей ценности войдет в десятку самых важных древнерусских надписей. Это уникальный памятник официальной эпиграфики Владимиро-Суздальского княжества, фиксирующий акт церковного проклятия убийцам владимирского князя», - говорит Алексей Гиппиус.
По его словам, и эту надпись, и другие чуть было не уничтожили во время реставрации. Их спасло вмешательство научных сотрудников Переславль-Залесского музея-заповедника Александры Андреевой, Елены Шадунц и их владимирского коллеги Ивана Селезнева, настоявших на том, чтобы стены собора отмывались водой под давлением, а не чистились абразивом, что предполагалось сначала.
Реставрационные работы на внешних стенах собора, построенного в 1157 году, были начаты летом 2015 года. Тогда же были открыты первые надписи. Одна из них, сделанная в шесть строк на западном фасаде храма, сообщает от смерти некоей Варвары, известной своим попечением о вдовах («много вдовиц … приучивши милостынею»).
«Следы большого текста, процарапанного на южной абсиде, были найдены уже осенью, в ходе нашей поездки в Переславль, - рассказывает Савва Михеев. - Надпись была покрыта слоями грязи и краски и нуждалась в реставрации. Благодаря энергичной поддержке со стороны директора Института археологии РАН Николая Макарова ее удалось провести очень оперативно. Уже через десять дней надпись была тщательно расчищена от наслоений новгородским реставратором Татьяной Федоренко. В результате был найден уникальный текст, касающийся событий 800-летней давности - убийства владимирского князя Андрея Боголюбского».
Князь Андрей, внук Владимира Мономаха и сын Юрия Долгорукого, после смерти отца в 1157 году стал великим князем Владимирским. При его правлении Владимиро-Суздальская земля стала сильнейшим русским княжеством. С его именем также связана история величайшей святыни - Владимирской иконы Божьей Матери, которую именно князь Андрей принес из Киева во Владимир. Андрей Боголюбский совершил два успешных похода на Волжскую Булгарию. После одного из них он был убит заговорщиками из числа его приближенных. Заговор возник, якобы, после того, как по решению князя был казнен брат его жены. Остальные братья во главе с Петром Кучковичем и другими приближенными князя (всего же «неверных убийц было 20», сообщает Ипатьевская летопись) в ночь на 29 июня 1175 года пришли к дверям его покоев в Боголюбове.
В ответ на вопрос князя, кто хочет его видеть, они назвали имя его любимого слуги Прокопия, но Андрей не поверил им и бросился за мечом. Заговорщики выломали дверь, и убили безоружного князя - его меч заранее забрал из его покоев один из заговорщиков, княжеский ключник по имени Амбал. После убийства началась смута, которой положил конец младший брат Андрея Боголюбского - Всеволод Большое Гнездо, по приказу которого убийцы были казнены.
Надпись об убийстве находится ровно посередине южной абсиды собора. Она сделана в два столбца, обведенных в общую рамку с крестом сверху. Левый столбец содержит полный перечень имен убийц Андрея Боголюбского, проклятие им и несколько пока не прочитанных строк, а правый - краткое сообщение об убийстве.
Прорись правого столбца надписи об убийстве Андрея Боголюбского
В правом столбце говорится: «Месяца июня 29 убиен бысть князь Андрей своими паробкы (слугами), овому вечная память, а сим - вечная мука». Дальше текст не читается. По словам Алексея Гиппиуса, фраза «овому (то есть князю) вѣчная память, а симъ (заговорщикам) вѣчнаѧ мука» говорит о том, что надпись была сделана уже после казни заговорщиков.
В левом столбце - список убийц, где было примерно 20 имен. Три первых имени известны по летописи - это Петр Кучков зять (в тексте есть его отчество - Фралович, вероятно, Флорович), Амбал (в летописях встречается и написание "Анбал") и Яким (Яким Кучкович). Затем значительная часть текста утрачена, а в конце есть три имени, которые известны не были: Ивка, Петрко и Стырята. Последнее имя может быть прозвищем, образованным от слова «стырь» (кормило, рулевое весло). Завершается список словами: «Си суть убийцы великого князя Андрея, да будут прокляты». Окончание столбца пока остается не прочитанным.
Прорись левого столбца надписи об убийстве Андрея Боголюбского
По словам Гиппиуса, в отличие от современных граффити, древнерусские надписи на стенах храмов могли носить совершенно официальный характер.
«Таким образом могли оформляться и официальные акты, самый известный пример - надпись о покупки земли Бояна вдовой князя Всеволода на стене Софийского собора в Киеве. В той же Софии Киевской имеется ряд записей летописного характера, в частности, знаменитое граффито о смерти Ярослава Мудрого. Но и на этом фоне Переславльский текст уникален своей композицией - тут и сообщение об убийстве, и список, и проклятие, - говорит исследователь. - Важно и другое: сделанная по горячим следам событий, Переславльская надпись представляет собой древнейший относительно точно датируемый памятник письменности Северо-Восточной Руси. До сих пор таковым считалась рукопись Жития св. Нифонта, написанная в Ростове в 1219 году».
Вопрос еще в том, в том, почему эта надпись находится в Переславле, ведь Андрей был убит в Боголюбове, а столица княжества - Владимир.
«Похоже, что это официальный текст, который был разослан по всем городам епархии и высечен в назидание потомкам на стенах их главных храмов. Конечно, неслучайно расположение его на таком стратегически важном месте, как алтарная абсида. Теоретически, можно было бы поискать такие надписи на других храмах княжества», - считает Гиппиус.
Академик Николай Макаров, директор Института археологии РАН, сотрудники которого также занимаются исследованием собора, отметил, что открытие надписи об убийстве Андрея Боголюбского имеет «исключительное значение для изучения политической истории средневековой Руси».
«Убийство князя - одно из самых драматических и загадочных событий второй половины 12 века. Можно полагать, что это событие - следствие острых конфликтов среди политической элиты Владимиро-Суздальской земли, превратившейся в годы княжения Андрея в один из доминирующих политических центров Руси. Однако подробности этих конфликтов, которые часто интерпретируют как столкновение княжеской власти и боярства, нам неизвестны. Возможность получить новые данные о событиях 1174 г., известных нам по летописному рассказу, - совершенно неожиданная удача», - отметил Макаров.