Оригинал взят у
mirsoglasnomne в
Лучшая нон-фикшн книга года в Британии. Знакомимся. Встречайте "Материалы имеют значение: Среди чудесных материалов, из которых создан наш рукотворный мир". Автор Марк Медовник. Stuff Matters: Exploring the Marvelous Materials That Shape Our Man-made World. Mark Miodownik. Эта книга стала лучшим нон-фикшном Великобритании 2014 года, выиграв Royal Society Prize for Science Books и поставив автора в один ряд с такими прошлыми победителями как
Ф. Болл,
Б. Брайсон,
С. Хокинг,
Дж. Даймонд, С. Дж. Гулд,
Р. Пенроуз,
Дж. Глейк,
Д. Боданис. Список тех, кто на неё номинировался и не выиграл, тоже впечатляет:
М. Ридли,
С. Пинкер,
Р. Форти,
Р. Докинз,
Р. Уинстон,
М. Каку, И. Стюарт,
Л. Млодинов,
Н. Шубин,
Г. Дёйчер,
А. Беллос,
С. Кин, М. Роуч, если надо назвать лишь нескольких. Фигуры знаменитейшие, их труды интереснейшие. И в этот раз соперничество было ничуть не менее острым. Признаюсь, следил. И в шорт-листе ставил на другого, ибо профессора Медовника не знал. А, как выясняется, напрасно. Фигура он в Англии достаточно известная - он вёл ряд научно-популярных передач на BBC (ТВ и, кажется, радио), много выступал с публичными лекциями. И вот, подкупив томик в Лондоне, я решил узнать, чем же его книга подкупила комитет премии.
Автор с премией
Как и заявлено в названии, книга о материалах, если конкретно, то о десяти: стали, бумаге, бетоне, шоколаде, пене*, пластике, стекле, фарфоре, графите* и современных материалах для протезирования.
..
На этом фото, которое фигурирует в каждой главе, автор надписал те материалы, которые окружают нас, и о природе и происхождении которых мы не особенно задумываемся. А обратить внимание есть на что. Дам ненадолго слово автору:
“В этой книге я заглянул в наш материальный мир с целью показать, что хотя материалы, которые нас окружают, и выглядят лишь как разноцветно окрашенные предметы, они, на самом деле, являются гораздо большим: они являют собой выражение человеческих потребностей и желаний. А чтобы создать эти материалы, чтобы насытить наши потребности в крове и одежде, и желания (шоколад и кино)- нам пришлось сделать что-то особенное: нам пришлось разобраться в сложности их внутренней структуры. Такой способ понимания мира называется наукой о материалах и ему тысячи лет. Этот способ не менее значителен, не менее присущ человеку, чем музыка, искусство, кино, литература или любая другая отрасль знания, только менее известен".
“По ходу повествования мы выясним, что как и с людьми, настоящая разница между материалами пролегает в глубине, в мире, сокрытом от большинства нас, если только мы не вооружены изощрённым научным оборудованием. Так что чтобы разобраться в материальности, необходимо предпринять погружение с нашего уровня восприятия во внутреннее пространство материалов. Именно на таком микроскопическом уровне мы сможем установить, почему одни материалы пахнут, а другие нет; почему некоторые могут существовать веками, а другие желтеют и крошатся на солнце; почему некоторые стёкла могут быть пуленепробиваемыми, а бокал для вина разлетается при малейшей провокации. Путешествие в этот микроскопический мир проливает свет на научные основы, стоящие за нашей едой, одеждой, гаджетами, ювелирными украшениями, и конечно, нашими телами".
“Исследования "хруста" показали, что звук, производимый некоторыми видами еды так же важен для наслаждения ими, как и собственно вкус. Это подтолкнуло некоторых шеф-поваров к созданию блюд с дополнительными спецэффектами. Тем временем некоторые производители чипсов увеличили не только "хрустящесть" чипсов, но и "шумность" самого пакетика. Я исследую психологические аспекты материалов в главе о шоколаде и демонстрирую, что они были одним из основных двигателей инноваций на протяжении столетий".
Вот так обясняется присутствие съедобного шоколада в этом, в остальном, несъедобном списке :) Об остальных предметах тоже можно почерпнуть массу как глубоких знаний, так и фактоидов, вокруг которых можно завязать разговор на вечеринке ботаников :) Что хорошо, ему, как он и обещал, удаётся доступно объяснить многие особенности привычных вещей как то: прозрачность стекла (и непрозрачность прочих материалов), вкус или его отсутствие у других и т.п.
Так в главе о бумаге можно будет выяснить почему чернила на кассовых чеках быстро полностью выцветают (потому что это и не чернила вовсе ;), а на газетах нет. Можно заглянуть в будущее - главы о имплантах и бетоне. Про бетон даже процитирую:
“Было открыто, что особенная бактерия B. pasteurii может выделять минерал кальцит, один из ингредиентов бетона. Эти бактерии также невероятно живучи, и могут пролежать, замурованные в скалах, десятилетия. Они запечатаны в "самолечащийся" бетон, вместе с частицами крахмала, который служит им едой. В обычных условиях бактерии спят, но если в бетоне образуется трещина, бактерии высвобождаются, и в присутствии воды просыпается и начинают поиски еды. Они находят крахмал, примешанный в бетон, что помогает им расти и размножаться. Продуктом их жизнедеятельности является кальцит, вид карбоната кальция. Этот кальцит связывается с бетоном, и заполняет трещину. Согласно исследованиям, растрескавшийся бетон, подготовленный таким образом, может вернуть до 90% крепости.”
Глава про скромный, недооценённый, но оттого не менее волшебный бетон наглядно иллюстрирует далеко идущие последствия изобретения какого-либо состава. Материал, по счастью открытый римлянами поблизости от Неаполя в Поццуоли, позволил создавать им не имевшие аналогов в истории строительные проекты. Была бы возможна Римская империя без бетона - вопрос. После падения Рима секрет состава был утрачен на 1000 лет, а Средиземноморье так и оставалось разбитым на десятки государств.
Впрочем, и вокруг стекла тоже выстраивается конструкция, наподобие Джаредо-даймондовских:
“Китайцы знали как изготавливать стекло и даже покупали его у римлян, но развитием этого направления они не занимались. Отсутствие технологии производства стекла на Востоке означало то, что несмотря на собственное техническое умение, до прибытия западных миссионеров они так и не изобрели ни телескопа, ни микроскопа. Невозможно точно утверждать, что отсутствие этих двух оптических инструментов помешало китайцам опереться на своё технологическое преимущество и запустить научную революцию, как это произошло на Западе в семнадцатом столетии. Что точно, это то, что без телескопа не разглядеть лун Юпитера, не узнать о существовании Плутона и не произвести астрономических измерений, пронизывающих наше современное понимание Вселенной. Соответственно, без микроскопа невозможно увидеть такие клетки как бактерии и систематично изучать микроскопический мир, что оказалось невероятно важным для развития медицина и инженерного дела".
Глава о формах углерода, наконец, доступно объяснит, что же такое графен. На втором месте по популярности в ней будет не менее чудесный графит, а самым интересным из фактов об алмазах будет следующий: “Самый большой обнаруженный алмаз это не Куллинан, а целая алмазная планета впятеро больше Земли, расположенная в созвездии Хвост Змеи, где она вращается вокруг пульсара PSR J1719-1438".
Возвращаясь к шоколаду процитирую такой пассаж:
“Сегодня тип молока, добавляемого в шоколад, широко различается по миру, и это одна из основных причин, почему молочный шоколад в разных странах такой разный на вкус. В США из используемого молока практически полностью извлекают жир. В Великобритании к молоку добавляют сахар, а затем из этой смеси делают концентрат, добавляемый в шоколад, что приводит к мягкому карамельному вкусу. В Европе по-прежнему используется порошковое молоко... Эти различия во вкусе Не смотря на глобализацию, различия остаются. Излюбленный вкус шоколада, раз приобретённый, остаётся, на удивление, живучим среди людей, не приветствующих отклонения в "норме".
А читая о стали, можно узнать и возрадоваться, что мы принадлежим к первому поколению, избавленного от необходимости ощущать во рту вкус наших столовых приборов. Теперь, благодаря спецобработке, их вкус полностью вычеркнут из вкусового уравнения нашего обеда.
Глава про пену, на самом деле, посвящена такому интересному новейшему материалу, как кварцевый аэрогель. Бывший до недавнего времени секретным, он почти на 99% состоит из воздуха, а глаз не в состоянии определить, где он кончается и начинается воздух окружающей среды. Помимо лёгкости он обладает ещё рядом изумительных свойств, одно из которых удивительная теплоизоляция (см. иллюстрацию).
Так чем же эта книга взяла? Сейчас выходит много научно-популярных работ, посвящённых какому-то одному веществу/предмету/явлению, раздутых до размера целой книги. Зачастую собственно существенного и интересного в них наскребается лишь на пару глав. С этой точки зрения объединение в одну книгу тем, потенциально годных для тома, выигрышный ход. Читается интересно, голова не перегружается. Экскурсы в наномир и физику уместны и не обременительны, при этом серьёзно помогают пониманию. Хотя не все главы мне понравились (про пластики, например), в целом книга производит хорошее впечатление и будет интересна, особенно те её части, что говорят о будущем материалов.
Click to view
Ролик о книге издательства "Penguin". Можно первые секунды промотать, тк на заставке там музыкальный трэш.