Флот фараона-женщины Хатшепсут во время экспедиции в страну Пунт. Прорисовка рельефа из храма в Дейр эль-Бахри. 15 в. до н.э.
«Да будет благополучно сердце твое, о князь! Вот, достигли мы родных берегов; схвачена колотушка, вбит причальный столб, передний канат отдан на землю; воздаются хвалы, прославляют бога; каждый обнимает товарища своего, ибо команда наша пришла невредимой…» , - этими словами, выписанными умелой рукой писца на папирусе, начинается письменная история непреодолимой силы странствия, которая зовет человека в дальние страны. И пусть свитку со знаменитым текстом «Сказки о потерпевшем кораблекрушение», хранящемуся в Петербурге, в Государственном Эрмитаже, уже более четырех тысяч лет, а корабль египетского мореплавателя показался бы нам сегодня утлым суденышком, человеческие чувства и тяга к путешествию остались прежними. «Отправился я к руднику царя, - продолжает мореход повествование, - спустился я в море на корабле длиной 120 локтей, шириной 40 локтей. 120 гребцов на нем, лучших египтян. Видели они небо, видели они землю, храбрее сердца их, чем у львов…»
По словам «отца истории» - греческого путешественника Геродота, посетившего страну фараонов в V в. до н.э., «Египет - это дар Нила». Великая река вот уже семь тысячелетий остается главной и единственной артерией загадочной земли, где зародилась человеческая цивилизация. Нил был божеством, его почитали, ему приносили жертвенные дары во время начала половодья, в июле, когда вся страна превращалась в сплошную реку, над водами которой возвышались города, храмы и пирамиды, сооруженные на самых высоких точках долины. Меж ними курсировало огромное число ладей, кораблей и лодок всех форм и размеров, начиная от легкого папирусного челна рыбака и до гигантской царской ладьи, со штевнями в виде массивных цветов папируса, с каютой, закрытой тончайшими тканями и золотыми курильницами для благовоний на носу. Ветры, дувшие с завидным постоянством с севера, привели к тому, что в египетском иероглифическом письме знак ладьи с веслами был определителем к понятию «спускаться», «плыть вниз по реке на север», а знак судна с поднятым парусом - к понятию «подниматься, «плыть на юг». Лишь несколько декад в период с апреля по июнь, когда бушевал хамсин, ветер, приносящий миллионы песчинок из Сахары, были закрыты для навигации.
Нил в районе Луксора. (с) фото - Виктор Солкин, 2008
В Дельте реки не было ни одного канала, который позволял бы пересечь ее с востока на запад, а значит, те, кто держал путь из крупных городов на востоке, среди которых были, порой, и царские резиденции - Пер-Рамсес и Танис, на запад, в Саис или Буто, должны были подняться по одному из рукавов Нила до древнего Мемфиса, откуда по другому рукаву спуститься к своей цели. Других препятствий для плавания по Нилу в самом Египте практически не было, если не считать пользующегося дурной славой скального выступа Гебель Тарик или многочисленных каналов, по которым вода отходила от русла реки к полям. Известно, что от Мемфиса до Фив плавание длилось 10-12 дней в случае благоприятного ветра и удачного пути. Многие знатные египтяне имели по несколько кораблей, больших и малых, которые предназначались для плавания на разные дистанции; огромный храм Амона в Карнаке же вообще обладал флотом из 80 кораблей, большая часть которых использовалась для перевозки грузов зерна, скота и других жертвенных даров, поступавших в храм из его многочисленных угодий. Перед крупными храмами были сооружены рукотворные озера для стоянки кораблей, некоторые из которых, например, озеро Биркет Абу, сооруженное в 14 в. до н.э. по приказу Аменхотепа III перед летней царской резиденцией в Малькатте и просуществовавшее вплоть до наших дней.
Сегодня известно более восьми десятков названий различных типов египетских кораблей II-I тыс. до н.э.. В большинстве своем, это были именно речные корабли. Египтяне, издревле не любившие море, в своих морских экспедициях пользовались кораблями «менех», конструкция которых копировалась с критских или сирийских образцов. Не следует, однако, думать, что египтяне были плохими мастерами: порой они создавали настоящие шедевры кораблестроения, вершиной которого в Египте стал корабль Птолемея IV (221-204 гг. до н.э.) с «сорока (!) рядами весел», который превосходил своими размерами и вооружением все современные ему корабли древности. Стоит вспомнить, что приблизительно за тысячу триста лет до этого царица Хатшепсут, почти на два десятилетия захватившая власть в стране и развернувшая масштабную архитектурную программу в храмах страны, перевозила на кораблях из Асуана в Фивы гранитные обелиски весом в 323 тонны. Изображения этих гигантских кораблей, осуществивших приказ всесильной царицы, сохранились на стенах ее величественного заупокойного храма в Дейр эль-Бахри, на западном берегу Нила в Фивах.
Корабли, нагруженные грандиозными обелисками для храма Амона в Карнаке. Прорисовка рельефа из храма Хатшепсут в Дейр эль-Бахри.
Не менее грандиозными были и священные ладьи, на которые помещали во время крупных религиозных праздников культовые статуи богов. Практически каждый крупный египетский храм один или несколько раз в году отмечал празднество «выхода божества» в профанный мир. Во время праздника на Ниле появлялись целые флотилии из лодчонок и богатых судов, которые сопровождали в пути роскошные ладьи богов, которые иногда были столь грандиозны, что их тащили на буксире несколько кораблей с гребцами. В Фивах, во время «Прекрасного Праздника Долины» огромная процессионная ладья Амона-Ра, называвшаяся Усерхетамон, в сопровождении многочисленных кораблей и лодок покидала украшенную обелисками великую пристань Карнака, и на буксире у царского корабля пересекала воды реки, «освещая воды небесные красотами своими, словно само Солнце, когда диск его сияет, появляясь на горизонте». Нос и корма ладьи были украшены золотыми эгидами - изображениями головы божества в обрамлении широкого ожерелья усех; в центре стояла отделанная золотом и драгоценными камнями кабина для культовой статуи, укрытая тончайшим льном, цветами, По прибытии на другой берег процессия плыла по искусственным каналам, ведущим по плодородной зоне к пустынному фиванскому нагорью, где находились грандиозные царские заупокойные храмы, которые строились не только для отправления поминального культа, но и специально для принятия священной ладьи «Владыки престолов Обеих земель». Корабли богов причаливали к пристаням этих храмов, и с них на процессионные дороги, украшенные сфинксами или царскими статуями жрецы выносили на плечах переносные небольшие золотые ладьи богов. Посетив храмы царей, пройдя через необходимые ритуалы возрождения, статуя Амона-Ра вновь помещалась на праздничную ладью и с триумфом возвращалась в Карнак. Из текстов мы знаем, что для сооружения священных ладей использовался только лучший кедр и огромное количество драгоценных материалов - золота, электрума, лазурита, бирюзы и сердолика.
Усерхетамон. Расписанный рельеф из святилища Амона в заупокойном храме Сети I в Абидосе. 13 в. до н.э. (с) фото - Сергей Куприянов
С глубочайшей древности, еще до образования государства фараонов, египтяне осваивали реку; процветавшая на ее берегах рыбная ловля породила возникновение легкой папирусной лодки, первого египетского судна, которое на протяжении следующих тысячелетий трансформировалась в огромные корабли из кедрового дерева, которые были вершиной судостроительной мысли своего времени и выходили в открытое море. Еще в IV тысячелетии до н.э. на скалах пустыни, отделяющей Нил от красноморского побережья, были вырезаны рисунки; их главной темой стали корабли, которых к этому времени было известно уже более 15 типов.
Материалом для кораблей было дерево, считавшееся в Египте более поздних эпох, когда климат стал суше, драгоценностью. Подобно сегодняшним рыбакам верховий Нила, в Чаде и Нигере, египтяне строили эти корабли из небольших кусков дерева, чаще всего, акации. Более пригодного дерева, из которого можно было бы изготовить длинные доски, просто не было. Подготовленные куски дерева, различавшиеся по размеру, состыковывались вместе посредством сложной системы связок и шипов, пазы и щели законопачивались. Древнейшие изображения показывают египетского корабельщика, отделывающим борта будущего судна: он сидит на корме полностью обнаженный, в его руках - простейшие орудия - медный топор, иногда тесло и молот из тяжелого камня, базальта или долерита. Результат - лодки длиной до 20 метров, вмещавшие в себя до 15 гребцов, - был основным транспортом в долине реки.
В работе использовалась также кость животных, более всего - гиппопотамов и коров, из которых делали каркасы судна. Мастерство судостроителя пользовалось почетом: в собрании Британского музея хранится статуя Анхуа, сына Беджмеса, сидящего на стуле с теслом - орудием своего труда в руках. Короткая надпись сообщает его имя и должность «корабельщик». Памятник датируется 28 в. до н.э., временем, когда позволить себе заказать у скульптора собственное изображение в граните мог только очень уважаемый человек немалого достатка.
Вместе с политическим объединением Египта в 3000 г. до н.э. началась и новая эпоха расцвета кораблестроения, связанная с появлением нового материала - кедра, который уже в конце додинастической эпохи был завезен в Египет из Финикии, с побережья современного Ливана. Дерево шло на сооружение дворцов знати, храмов и, конечно же, на усовершенствование царского флота; экспедиция за деревом в далекие северные земли, опять же, была предприятием, которое могла осуществить лишь централизованная власть. «Палермский камень» - древнейшая сохранившаяся египетская летопись - повествует, как во времена царя Снофру в 27 в. до н.э. целый год царствования был назван в честь сооружения судна «Хвала Обеих земель», имевшего длину 100 локтей, т.е. около 52 м, что было огромным достижением: корабль был сопоставим с некоторыми французскими судами эпохи Людовика XIV.
Здесь не идет речь ни о какой похвальбе или о преувеличении: знаменитая солнечная ладья, найденная в 1954 году у подножия пирамиды Хуфу, сына Снофру, имела 43,6 м, т.е. 82 локтя в длину, 1,78 в глубину, около 6 м в ширину и, наконец, водоизмещение в 50 тонн.
(с) Виктор Солкин, Виталий Гуров
Оригинал статьи - Виктор Солкин, Виталий Гуров. Забытые корабли фараонов // Древний Египет. Сборник трудов Ассоциации по изучению Древнего Египта «МААТ». Вып. I. - М., 2005, с. 133-146. Сноски опущены.
https://victorsolkin.wordpress.com/2015/01/14/архив-корабли-фараонов-статья-морепл/