Оригинал взят у
vikond65 в
Укротитель дирижабля Как известно, первый паровой дирижабль Анри Жиффара впервые поднялся в воздух еще в 1852 году. Но только спустя полвека, 19 октября 1901 года, живший во Франции бразильский изобретатель Альберто Сантос-Дюмон продемонстрировал, что "летающая сигара", наконец, стала вполне управляемой и подвластной пилоту, а значит - годной к практическому применению. Именно с этого дня в Европе и Северной Америке начался "дирижабельный бум", правда, довольно быстро закончившийся, поскольку слишком сильно зависимые от капризов погоды дирижабли вскоре были вытеснены аэропланами.
Ровно 113 лет назад Сантос-Дюмон на своем дирижабле №6 выиграл приз французского миллионера Анри Дойча де ла Мерта в 100 тысяч франков, выполнив условие: в течение получаса взлететь с площадки в парке Сен-Клу, пролететь 6,5 километров, отделяющих этот парк от Эйфелевой башни, совершить вокруг башни полный вираж и вернуться на место старта. Чтобы уложиться в график, средняя скорость воздушного корабля должна была составлять как минимум 22 километра в час.
Сантос-Дюмон прилетел с запасом в 30 секунд, несмотря на то, что в полете у него заглох мотор, а для устранения неполадки пилоту пришлось на высоте 200 метров вылезать из корзины и, "оседлав" верхнюю балку гондолы, пробираться к силовой установке. За этой "акробатикой" наблюдали, затаив дыхание, десятки тысяч парижан. Но, все завершилось благополучно. Сантос-Дюмон, будучи человеком небедным, половину своего приза раздал механикам и рабочим, участвовавшим в постройке дирижабля, а вторую половину - пожертвовал в благотворительный фонд.
Шестой дирижабль Сантос-Дюмона имел длину 22 метра и объем 622 кубометра. Его гондола представляла собой длинную трехгранную ферму из деревянных брусков. В передней части находилась кабина пилота, представлявшая собой плетеную корзину от воздушного шара. В центре тяжести был установлен четырехцилиндровый бензиновый мотор водяного охлаждения Buchet мощностью 12 лошадиных сил с укрепленным над ним радиатором и подвешенным к верхней балке цилиндрическим бензобаком.
Толкающий двухлопастный винт большого диаметра с обтянутыми тканью лопастями, располагался в хвосте и соединялся с мотором длинным валом. За винтом шарнирно крепился полукруглый руль поворота. Движение вверх и вниз обеспечивалось дифферентом на нос или корму, создаваемым перемещением балансировочного груза - мешка с песком. Объем газа в баллоне регулировался баллонетом, который наполнялся воздухом от компрессора с приводом от мотора.
Надо заметить, что треугольная гондола дирижабля Сантос-Дюмона была очень похожа на гондолу американского
дирижабля Томаса Болдуина, появившегося примерно в то же время. Сложно сказать, кто у кого позаимствовал идею, или же оба конструктора пришли к ней самостоятельно.
В дальнейшем Сантос-Дюмон спроектировал еще несколько дирижаблей, один неудачный вертолет, так и не оторвавшийся от земли, а в 1906 году построил самолет, совершивший первый задокументированный полет в Старом Свете.
Он продолжал строить и лично испытывать свои аэропланы, пока в 1910 году не потерпел аварию, получив тяжелую черепно-мозговую травму. К сожалению, эта травма сделала его инвалидом, неспособным к сложной умственной деятельности. Остаток жизни он провел уединенно, страдая сильными головными болями, галлюцинациями и нарастающей депрессией. В 1932 году Сантос-Дюмон покончил с собой.
Схема дирижабля №6 Альберто Сантос-Дюмона
Сантос-Дюмон (слева) возле двигательной установки своего 6-го дирижабля.
Дирижабль Сантос-Дюмона в парке Сен-Клу и в воздухе.
Сантос-Дюмон в "кабине" дирижабля перед историческим облетом Эйфелевой башни.
Слева - обошедший газеты всего мира снимок дирижабля Сантос-Дюмона возле "железной дамы"; справа - рисунок из журнала "Иллюстрасьон", на котором парижане наблюдают за полетом и фотографируют его со ступеней башенной винтовой лестницы.
Последний дирижабль Сантос-Дюмона №14бис.